МЕТОД ТОМАТИС

МЕТОД ТОМАТИС
О. И. Азова,
директор медицинского центра
«Логомед прогноз»,
кандидат педагогических наук, доцент



Слушать и слышать

Вспомните, когда зимой вы идете в теплой, плотной шапке и не можете слышать шума приближающегося автомобиля, в последний момент тело словно содрогается от испуга. Почему так происходит?

Дело в том, что этот шум восприняли ваши кости (скелет реагирует на звуковой раздражитель быстрее, чем уши, и очень хорошо проводит звук). Дети с эмоциональными и двигательными нарушениями слишком много слышат своим телом. Проблема заключается в отсутствии у таких ребят механизма избирательного отсева поступающей подобным образом информации. Поэтому люди с дефицитом внимания и (или) с гиперактивностью и ребята с аутизмом вынуждены либо воспринимать всю входящую информацию, либо сортировать её. В первом случае они чувствуют себя словно забросанными раздражителями, даже малейшими. Во втором - становятся апатичными и чересчур спокойными и перестают фокусироваться на том, что слышат.

В нашем внутреннем ухе существует две косточки: стремечко и наковальня и - одноименные мышцы. Гибкость этих мышц зависит от умения слушать. Например, одни дети во время урока могут сосредоточиться на том, что говорит педагог, и не обращать внимание на шум, доносящийся из коридора. А другие ребята испытывают проблемы обучения из-за того, что не воспринимают речевые частоты (от 1000 до 3000 герц).

Дети с аутизмом, алалией, СДВГ и другими подобными нарушениями обладают сверхчувствительным слухом, но не умеют использовать то, что слышат. При этом их раздражает даже малейший шум, а сами при этом могут очень громко кричать. После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, у него нет потребности громко кричать. А ещё ухо такого ребёнка обладает способностью защищаться от громких звуков: понижается напряжение мышц среднего уха, расслабляется барабанная перепонка, и тогда ребёнок или отгораживается от слушания, или компенсируют это явление движением. Например, гиперактивные дети излишней двигательной активностью пытаются компенсировать проблемы восприятия и слухового внимания. А дети с аутизмом не могут активно коммуницировать в следствие того, что не используют то, что слышат (слышим мы в пассиве, но слушаем и анализируем – активно).

В целом слуховое внимание тренирует функцию мышления и других высших психических функций. Особенно важна способность «выслушивать» высокие частоты. Можно хорошо слышать, но не уметь использовать, что слышим. Так и поступают дети с аутизмом: слышат, но не используют поступающую информацию, закрываются от общения.

Суть метода

Метод Томатис показан при различных речевых и поведенческих проблемах у детей.

В середине XX века французский  врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал открытие, которое в науке известно как эффект Томатиса: ГОЛОС СОДЕРЖИТ ТО, ЧТО УХО МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ. ОНО ПОДСТРАИВАЕТСЯ ПОД СЛЫШИМОЕ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО В ГОЛОСЕ, ПОЯВЛЯЕТСЯ. В 1954 году это исследование получило подтверждение в Парижской Академии наук.

И вот уже на протяжении нескольких десятилетий этот метод помогает устранить нарушения памяти, внимания, речи и поведения, проблемы обучения и другие расстройства.

Данный метод обучает мозг анализировать голосовую информацию  с помощью ушей. Его цель – сделать уши главным входом для звуков, а костно-проводящий – второстепенным. Только так звуки могут обрабатываться правильно. От активного слушания (не просто слышу, а слушаю, воспринимаю и анализирую) человек переходит к правильной (контролируемой) речи, а уже затем – к психологическому комфорту, гармонии с собой и окружающим миром.

Метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха. Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). ОТ напряжения этих мышц в финале будет зависеть работа мозга.

Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через наушники ребёнок прослушивает определенные диски с записью классической музыки (К-р Моцарта), григорианского пения. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Происходит зарядка мышц уха и коры головного мозга. Очень громкие звуки напрягают мышцы уха, барабанная перепонка начинает соответственно подстраиваться, регулироваться – так ухо защищается от громких звуков. Если прибавить громкость звуков в наушниках, то со временем  ухо устаёт и расслабляет барабанную перепонку, приходится снова прибавлять звук, и опять повторяется тот же процесс.

Следовательно, появляется ощущение что, чем громче звук, тем хуже слышим. Таким образом, снижается диапазон слушания. Мы усиливаем в основном низкие частоты, то есть они заряжают тело, и поэтому  устаем. Получается замкнутый круг, ведь МОЗГ ТРЕБУЕТ ВЫСОКИХ ЧАСТОТ.

Ещё находясь в утробе матери, ребёнок слышит только высокие частоты (через околоплодную жидкость и через костный путь). А когда он рождается, его ухо заново учится слушать, причём начиная уже с низких частот, и с каждым годом жизни диапазон увеличивается.

Для детей с эмоциональными и двигательными расстройствами умение слышать высокие частоты является проблемой. Поскольку у них отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле, то есть плохой вестибулярный аппарат. Но благодаря систематическим тренировкам они приучаются слушать и воспринимать те звуки, которые не усваивались прежде.

Вообще ухо у ребенко пластично до 10-12 лет, далее эта способность постепенно теряется (так, в японском языке нет звуков [л] [ш], и со временем жители страны восходящего Солнца теряют способность воспринимать эти звуки).

Уже после нескольких этапов терапии по методу Томатиса дети с алалией и аутизмом, СДВГ и другими нарушениями выравнивают своё слуховое восприятие.

Слуховая дифференциация

Доктор Томатис придавал также огромное значение слуховой дифференциации. 

Он обращал внимание на то, что сначала ребёнок начинает слушать левым ухом (происходит развитие правого полушария: ритмы, эмоции и др.). А контроль над речью должно осуществлять левое полушарие, но его формирование происходит позднее. У детей с патологией (в том числе и с речевой) контроль над речью нарушен – работает только левое ухо, осуществляется только левосторонний контроль.

Так, для заикающихся билингвов (говорящих на двух языках) типично присутствие заикания в одном языке и его отсутствие – в другом (например, ребенок может заикаться во французском языке, где короткий звуковой диапазон, и не делать этого в русском, где широкий диапазон звуков).

Когда правое ухо хорошо слышит, воспринимает и анализирует, то информация сразу идет в левое полушарие.

Метод Томатиса обучает совмещать эти функции:
  • П.У. (правое ухо) – контроль речи,
  • Л.У. (левое ухо) – эмоции, импатии.

В Европе и Канаде метод Томатиса прошел множество испытаний. Исследование особенно указывают на эффективность при устранении трудностей обучения и решении поведенческих проблем. 

В Канаде существует центры, работающие по данному методу. При анализе занятий мистер Стутт заключает, что метод Томатиса приносит ощутимую пользу системе образования. Дети, прошедшие "слуховую терапию", продемонстрировали существенное увеличение I.Q. (коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства. 

Другой исследователь, Тим Гилмор, провел более глубокий анализ и обобщил полученные данные центра Томатиса в Торонто (Канада), в котором участвовала 400 детей и подростков, подтвердил  заключения сделанные Стуттом.  Все они показали хорошие результаты во время теста на школьную успеваемость и тестирования у психолога. В этом испытании 95 % родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:

Повышение уровня коммуникабельности - 89 %
Увеличение концентрации внимания - 86 %
Уменьшение уровня расстройств - 80 %
Понимание чтения - 85 %
Качество речи - 74 %
Память - 73 %
Запись по буквам - 69 %
Зрелость - 84 %

На протяжении шести последующих месяцев 83 % детей сохранили и даже развили, увеличили свои достижения. Остальные 14 % детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3 % утратили приобретенные навыки.

Реализация программы

Терапия проводится  на такой же аппаратуре, на которой  работал сам Алфред Томатис, на так называемых аналоговых приборах. Это следующие устройства: электронное Ухо Proteac NN425 и NN426 (Бессон ®, Швейцария); профессиональный проигрыватель Fostex CR500 (США); аудиометр, произведенный для диагностики по методу Томатиса, Interaucustics AD229b for Tomatis (Дания).

Процедура проведения метода:

I этап: 15 дней по 2 часа терапии.
1-й день тест, консультация
7-й день тест (только для ребенка),
15-й день (только для ребенка), консультация.
Перерыв 5-7 недель.

II этап6 дней по 2 часа и 2 дня по 1,5 часа терапии.
1-й день (только для ребенка), консультация.
Через неделю – тест (только для ребенка), консультация.
Перерыв 3-6 месяцев

III этап: 6 дней по 2 часа и 2 дня по 1,5 часа терапии.
1-й день (только для ребенка), консультация.
Через неделю — тест (только для ребенка), консультация.

IV этап: 6 дней по 2 часа и 2 дня по 1,5 часа терапии.
1-й день (только для ребенка), консультация.
Через неделю — тест (только для ребенка), консультация.
Далее 1 раз в год 8 дней (15 часов).

Минимальный курс может быть 45 часов, то есть I и II этапы.

Детям с аутизмом после проведения обязательных этапов предлагается раз в полгода проходить поддерживающий курс (8 дней).

В первые три дня терапии проводят следующие тесты:
1 тест: Эфирный (воздушный) анализ.
2 тест: Костная проводимость.
3 тест: Звуковой тест.
4 тест: Слуховая латерализация.

Во время терапии можно рисовать и заниматься другой изобразительной деятельностью, играть в настольные игры и организовывать подобные занятия. Нежелательно: читать, писать и есть, запрещается использовать электронные устройства (телефоны, магнитофоны, компьютеры, PSP и т.п.). Рекомендуется после процедуры гулять в течение 1-2 часов.


* О.И. Азова Метод Томатиса. Здоровье детей Методический журнал: здоровье сберегающие технологии/ М.: Издательский дом «Первое сентября». – 2013. - № 4 (450). – С. 28-30.

Комментариев нет:

Отправить комментарий