ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ 
на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов

Данный вид дисграфии проявляется в искажении звуко-буквенной структуры слов (пропуски букв, добавления лишних букв, перестановки букв).

Для предупреждения дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза необходимо сформировать у ребенка простейшие виды звукового анализа слов. 

Для этой цели используются следующие упражнения:

Упражнение 1: Узнавание звука на фоне слова.

Ребенку необходимо ответить на вопрос: “Есть ли звук Р в слове Р-Р-РОЗА?
В слове ШУБА? В слове ЛУНА? В слове ШАР-Р-Р?” (Звук Р произносится несколько утрированно).

Упражнение 2: Определение места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

А.Где ты слышишь звук С в слове С-С-СУМКА: в начале, в середине или в конце слова?
В.Где ты слышишь звук С в слове ЛЕС-С-С?
C.Где ты слышишь звук С в слове ВЕС-С-СНА?

Упражнение 3.
Ребенку предлагается разложить картинки по трем вагончикам, в зависимости от того, в начале, в середине или в конце находится заданный звук в названиях картинок.

Упражнение 4. Выделение звука из начала и конца слова.

Ребенку необходимо ответить на такие вопросы:

А.Какой первый звук в слове И-И-ИВА?(Этот ударный гласный звук произносится несколько более длительно). А в слове А-А-АСТРА?
В.Какой последний звук в слове МАК? В слове НОС-С-С?

Упражнение 5. Звуковой синтез.

Ребенку предлагается узнать слово по отдельно предъявленным звукам, то есть синтезировать его из этих звуков. Ребенок должен ответить на вопрос: Какое слово получится из таких звуков: C-Л-О-Н? К-А-Р-Т-А? C-Т-Р-А-У-С?

Упражнение 6.

Ребенку предлагается прочитать слово по первым звукам названий картинок. В дальнейшем продолжается работа по формированию звукового анализа слова.

Упражнение 7.

Произносим сочетание, состоящее из двух гласных звуков и имитирующее крик “АУ!” в лесу. Каждый звук произносится длительно. Ребенок должен определить, какой из звуков он слышал первым, а какой-вторым. Затем звуки меняются местами (У-А) и имитируют плач ребенка.

Упражнение 8. Звуковой анализ обратного слога, состоящего из гласного и согласного звуков (типа АХ,ОХ,УХ,УC).

Ребенок также должен определить, какой звук слышится первым, а какой после него.

Комментариев нет:

Отправить комментарий