ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Оптическая дисграфия проявляется на письме в неузнавании и неразличении графически сходных букв, их смешении, в заменах одной буквы другой, в отрывах элементов букв, в зеркальном написании букв, написании лишних элементов букв.

Профилактика оптической дисграфии направлена на преодоление отставания в развитии у ребенка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Система коррекционно-развивающих упражнений

А. Развитие представлений о форме и величине предметов.

Упражнение 1.

Ребенок рассматривает два ряда геометрических фигур. Логопед, указав на квадрат, или овал, расположенный в верхнем ряду, просит ребенка найти точно такую же фигуру в нижнем ряду.

Упражнение 2.

Ребенок должен показать большой, маленький и средний мяч, а также два одинаковых по величине мяча. Затем, показывая поочередно на каждый из мячей, логопед просит назвать ребенка величину мячей (большой, маленький, средний). Показав в заключение на два одинаковых по размеру мяча, необходимо постараться получить от ребенка соответствующее словесное обозначение (“одинаковые”).

Упражнение 3.

Ребенок должен показать высокого и низкого человека. Затем, показав на высокого человека, необходимо спросить ребенка о том, какой это человек (“высокий”).

Упражнение 4.

Необходимо попросить ребенка показать длинную и короткую линейку. Затем пусть он ответит на вопрос о том, какая это линейка (“длинная”,”короткая”).

Упражнение 5.

Ребенок должен показать толстого и тонкого человека. Затем необходимо, чтобы ребенок ответил на вопрос о том, какой это человек (“толстый”, “тонкий”).

Упражнение 6.

Необходимо попросить ребенка показать широкий и узкий шарф. Затем он должен ответить на вопрос о том, какой это шарф (“широкий”,”узкий”).

В. Работа над пространственными предлогами.

На первом этапе работы четко и в предельно доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объяснить ребенку смысловое значение основных предлогов. Например: 
НА-на поверхности предмета, 
В-внутри предмета, как бы в самом предмете; 
ПОД-внизу, ниже предмета, под предметом; 
ОКОЛО-рядом с предметом, недалеко от него; 
НАД-выше предмета, как бы “в воздухе”.

В то же время важно понимать, что усвоение ребенком словесных обозначений пространственного расположения предметов в свою очередь углубляет его представление о пространстве и тем самым способствует более быстрому и полноценному формированию у него зрительно-пространственных представлений.

Упражнение 1.

Необходимо попросить ребенка положить книгу на стол, на окно, на стул, на диван, на коробку и т. д. Затем можно предложить ребенку класть книгу на ту поверхность предмета, на которую он хочет. При этом каждый раз он должен говорить, куда он ее кладет (на полку, на тумбочку). Важно добиться, чтобы ребенок овладел и словесным обозначением предлога.

Упражнение 2.

Проводится та же работа с предлогами В, ПОД, НАД, ОКОЛО (У), ЗА.

Упражнение 3.

Необходимо взять коробку для карандашей и несколько карандашей. Один карандаш нужно поставить в коробку, другой положить на коробку, третий под коробку, четвертый за коробку. Затем необходимо попросить ребенка взять карандаш сначала из коробки, затем-с коробки, из-под коробки, из-за коробки. Каждый взятый карандаш затем кладется на прежнее место, чтобы ребенок постоянно оставался в ситуации “выбора”). После этого ребенку предлагается каждый раз говорить, откуда он берет карандаш (из коробки, из-за коробки). Ребенок должен научиться правильно употреблять в своей речи предлоги в процессе называния выполняемых им действий с предметами.

Упражнение 4.

Необходимо закрепить у ребенка умение правильно употреблять предлоги путем многократного повторения однотипных предложных конструкций. Нужно спросить у ребенка, откуда можно взять, если ее положили в стол (из стола).
Положил в шкаф-взял из шкафа, в стакан-…
Положил на окно-взял с окна, на стол-…
Cел на диван-встал с дивана, на тахту-…
Положил под стол-взял из-под стола, под кровать-…
Положил за стол-взял из-за стола, за стул-…

C. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства.

Упражнение 1.

Логопед просит ребенка поднять правую руку ребенка. При правильном выполнении этой просьбы ребенку предлагается показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу.

Упражнение 2.

Ребенку важно научиться ориентироваться в левой и правой сторонах окружающего пространства по отношению к нему самому (умение определить, слева или справа от него находятся расположенные в комнате различные предметы). Затем ребенка необходимо повернуть на 180 градусов и вновь попросить сказать, какие предметы находятся справа или слева от него.

Упражнение 3.

Ребенку необходимо определить, справа или слева расположен в пространстве один предмет по отношению к другому. Например: Cтол справа или слева от окна? Ручка справа или слева от тетради?

Упражнение 4.
Логопед встает напротив ребенка и просит показать сначала его правую руку, а затем свою. После этого логопед просит ребенка показать правую или левую руку девочки, изображенной на картинке.

Для того, чтобы избежать” зеркальности” в изображении букв и цифр необходимо чисто практически приучить ребенка правильно ориентироваться на листе бумаги-начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо. 

Кроме того, элементы знакомых ребенку печатных букв обязательно должны писаться в направлении сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только справа (например, букву Ю нельзя начинать писать с овала, приписывая остальные ее элементы слева). Исключение в этом отношении составляют следующие печатные буквы, “развернутые” в левую сторону: З, Л, У, Ч, Э, Я. На них нужно специально обратить внимание ребенка.

Очень полезно складывание печатных букв из элементов, которые можно вырезать из бумаги или картона. Ребенок в этом случае вынужден будет постоянно думать о том, в какую сторону должна быть “развернута” буква, что приучит его правильно ориентировать элементы букв в пространстве.

D. Узнавание букв в усложненных условиях.

Если ребенок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий:
Назвать буквы, сходные по начертанию.
Назвать заштрихованные буквы.
Назвать буквы, изображенные пунктиром.
Назвать недописанные буквы.
Назвать буквы, наложенные друг на друга.
Назвать стилизованные буквы.
Определить, какие из букв написаны неправильно.
Назвать необычно расположенные буквы.

1 комментарий:

  1. Спасибо огромное за статью, наконец-то поняла, почему дочь переворачивает буквы; все левые всегда перевёрнуты, будем работать над ориентацией в пространстве

    ОтветитьУдалить