Таблица "Краткая характеристика нарушений речи"

Этиология, патогенез
Классифи-кации
Речевая симптоматика
Неречевая
симптоматика
Расстройства структурно-семантического оформления высказывания (системное нарушение)
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Анатомия ЦНС носит характер недоразвития. Клетки речевых зон находятся в бластульном состоянии, имеется выраженная недостаточность дендритов и аксонов. В следствие чего, речевые зоны ГМ функционально несостоятельны.
Ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприят-ные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.)

По локализации:
- моторная;
- сенсорная.
ОНР
При моторной алалии (системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированно-стью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций) нарушено формирование экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной.

Основным симптомом сенсорной алалии (недоразвитие импрессивной речи, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи) является нарушение понимания речи в следствие нарушения работы речеслухового анализатора. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.
При моторной алалии дети неуклюжие, неловкие, дискоординирован-ные. Отмечается пониженная моторная активность, недостаточность ритмичности и спастичности. Среди детей с алалией много левшей.
Наблюдается недоразвитие ВПФ, особенно на произвольном уровне. Могут проявляться патологические качества личности: возбудимость, негативизм, неуверенность и т.п. Интеллект относительно сохранен.


Расстройства фонационного оформления высказывания
Этиология, патогенез
Классификации
Речевая симптоматика
Неречевая
симптоматика
Нарушения голосообразования
Афония (полное отсутствие голоса);

Дисфония (частичные нарушения высоты, силы и тембра).

Центральные органические нарушения голоса - центральные парезы и параличи голосовых складок.

Периферические органические нарушения голоса - опухоли голосовых складок и состояния после их удаления, ларингиты, обширный папилломатоз и рубцовые изменения, заболевания профессионального характера.

Центральные функциональные нарушения голоса - психогенная афония.

Периферические функциональные нарушения голоса - голосовое переутомление, плохая постановка голоса, инфекционные заболевания.
Нарушения голоса разделяются по этиоло-гии на централь-ные и периферические,каждое из них может быть органичес-ким и функцио-нальным.
- Нарушения высоты голоса;
- нарушения силы;
- нарушения тембра.
Дети чувствуют неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенны-ми, капризными, с трудом вступают в контакт. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.
У взрослых появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение, угроза профессиональной непригодности.
Расстройство темпо-ритмической организации высказывания

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
Причины всегда носят врожденный характер:
- недоразвитие коры ГМ (недостаток клеток);
- недостаточность отростков (аксонов) нервных клеток;
- недостаточность выработки медиатора в синапсах клеток.

- Замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи до 7 звуков в секунду;
- интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова);
- монотонность голоса.
Движения замедленные, вялые, недостаточно координирован-ные, неполные по объему. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и в психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
Ускоренное протекание нервных процессов возбуждения над процессами торможения.
Тахилалия делится на баттаризм (парафразия) и полтерн (спотыкание)
- Ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса;
- расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т. д.
Движения быстрые, гиперактивность, моторное беспокойство, которое отмечается даже во время сна. Внимание неустойчивое, объем зрительной, слуховой и моторной памяти недостаточный. Обычно дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Предрасполагающие причины: недоразвитие, повреждение или функциональное расстройство НС, нарушение деятельности мозга («судорожная» готовность).

Производящие (стимулирующие) причины: соматически тяжелое заболевание, нарушение темпа развития, запаздывание двигательно-моторного развития, неблагоприятные воздействия социальной среды, повышенная эмоциональность ребенка.
Степени заикания: легкая, средняя, тяжелая.
- Судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд;
- нарушения словесного ударения, интонации, ритма, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.
Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможен-ность, дискоординация или вялость. Логоневроз и невротическое расстройство, которое приводит к чувству собственной неполноценности, фиксированность на дефекте от нулевой стадии до выраженной. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью.

Этиология, патогенез
Классификации
Речевая симптоматика
Неречевая
симптоматика
Нарушение интонационно-мелодической стороны речи

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Органическая открытая ринолалия - перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба, врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Функциональная открытая ринолалия - после удаления аденоидных разращений или в результате постдифтерийного пареза, парезы и параличи центрального характера (нарушения функции нёбно-глоточного смыкания).

Закрытая органическая ринолалия - отёк мягких тканей в носовой полости, разрастание аденоидов, искривление носовой перегородки (изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания).

Закрытая функциональная ринолалия носит вторчиный характер, обычно сочетается с истерическим синдромом.
По характеру перераспределе-ния воздушной струи:
- открытая;
- закрытая.

По этиологии:
- органическая;
- функциональная.
ФФНР
При открытой ринолалии характерны назальность ротовых звуков, хриплый звук при произнесении шипящих согласных, неясные взрывные звуки, отсутствие звуков Л и Р (или сильный носовой оттенок), появление дополнительной артикуляции.

При закрытой ринолалии речевой дефект обычно носит временный характер. Проявляется в назальности, слабости дыхания и нарушении носовых звуков, гнусавости.


Расстройство звукопроизносительной организации речи

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Функциональная дислалия - нарушение деятельности периферического артикуляционного аппарата (общая физическая ослабленность, ММД, недостаточность зрительного гнозиса, неблагоприятное речевое окружение, несформирован-ность фонематического слуха);

Органическая (механическая) дислалия - недостатки анатомического строения.
По этиологии:
- функциональная;
- органическая (механическая).
По количеству нарушенных звуков:
- простые (мономорфные);
- сложные.

По качеству нарушенных звуков:
- ротацизм, параротацизм;
- ламбацизм, параламбацизм;
- сигматизм, парасигматизм;
- йотоцизм, парайотоцизм;
- капоцизм, паракапоцизм;
- гамацизм, парагамацизм;
- хитизм, парахитизм.
ФФНР
- Пропуски звуков;
- замены звуков схожих по артикуляции;
- смешение звуков;
- реже искажение звуков.

Расстройство звукопроизносительной организации речи
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Недостаточная иннервация речевого аппарата.
По характеру неврологического расстройства:
- корковая;
- псевдобуль-барная;
- бульбарная;
- экстрапирамид-ная;
- мозжечковая.
ФФНР, в сложных случаях ОНР
- нарушение звукопроизноситель-ной и просодической стороны речи;
- нарушение слоговой структуры;
- трудности в грамматическом оформлении фразы;
- речеслуховое расстройство.

Двигательные симптомы: параличи, парезы, гиперкинезы, синкинезии. Часто расстройство не только в артикуляцион-ном аппарате, но и в голосовом, дыхательном.

Неврологичес-кие симптомы: повышенная саливация, тремор, нарушение тактильной чувствительнос-ти органов артикуляции, посинение языка.

Психические особенности: астенический синдром, эмоционально-двигательная возбудимость, нарушения аппетита и сна. Затрудненное формирование всех видов деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий