Этиология,
патогенез
|
Классифи-кации
|
Речевая симптоматика
|
Неречевая
симптоматика
|
Расстройства
структурно-семантического оформления высказывания (системное нарушение)
|
|||
Алалия - отсутствие
или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры
головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
|
|||
Анатомия ЦНС носит характер
недоразвития. Клетки речевых зон находятся в бластульном состоянии, имеется
выраженная недостаточность дендритов и аксонов. В следствие чего, речевые
зоны ГМ функционально несостоятельны.
Ведущим началом при этом
нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные
патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде
развития ребенка (внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприят-ные
условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность,
внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства
с осложнением на мозг и т. д.)
|
По локализации:
- моторная;
- сенсорная.
|
ОНР
При моторной алалии (системное недоразвитие экспрессивной речи
центрального органического характера, обусловленное несформированно-стью
языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной
сохранности смысловых и сенсомоторных операций) нарушено формирование
экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной.
Основным симптомом сенсорной
алалии (недоразвитие импрессивной речи, у ребенка нарушается
понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к
развитию активной речи) является нарушение понимания речи в следствие
нарушения работы речеслухового анализатора. Ребенок слышит, но не понимает
обращенную речь.
|
При моторной алалии дети
неуклюжие, неловкие, дискоординирован-ные. Отмечается пониженная моторная
активность, недостаточность ритмичности и спастичности. Среди детей с алалией
много левшей.
Наблюдается недоразвитие
ВПФ, особенно на произвольном уровне. Могут проявляться патологические
качества личности: возбудимость, негативизм, неуверенность и т.п. Интеллект
относительно сохранен.
|
Расстройства фонационного оформления высказывания
|
|||
Этиология, патогенез
|
Классификации
|
Речевая симптоматика
|
Неречевая
симптоматика
|
Нарушения голосообразования
|
|||
Афония (полное отсутствие голоса);
Дисфония (частичные нарушения высоты, силы и тембра).
|
|||
Центральные
органические нарушения голоса - центральные
парезы и параличи голосовых складок.
Периферические
органические нарушения голоса - опухоли голосовых
складок и состояния после их удаления, ларингиты, обширный папилломатоз и
рубцовые изменения, заболевания профессионального характера.
Центральные
функциональные нарушения голоса - психогенная афония.
Периферические
функциональные нарушения голоса - голосовое переутомление,
плохая постановка голоса, инфекционные заболевания.
|
Нарушения голоса разделяются
по этиоло-гии на централь-ные и периферические,каждое из них может
быть органичес-ким и функцио-нальным.
|
- Нарушения высоты голоса;
- нарушения силы;
- нарушения тембра.
|
Дети чувствуют неполноценность,
становятся замкнутыми, неуравновешенны-ми, капризными, с трудом вступают в
контакт. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его
устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.
У взрослых появляется
страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в
себе, тревога, бессонница, пониженное настроение, угроза профессиональной
непригодности.
|
Расстройство темпо-ритмической организации высказывания
|
|||
Брадилалия - патологически
замедленный темп речи.
|
|||
Причины всегда носят врожденный характер:
-
недоразвитие коры ГМ (недостаток клеток);
- недостаточность отростков (аксонов)
нервных клеток;
- недостаточность выработки медиатора
в синапсах клеток.
|
- Замедленность темпа
внешней (экспрессивной) и внутренней речи до 7 звуков в секунду;
- интер- и интравербальное
замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое
произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова);
- монотонность голоса.
|
Движения замедленные,
вялые, недостаточно координирован-ные, неполные по объему. Лицо амимичное.
Отмечаются особенности и в психической деятельности: замедленность и расстройства
восприятия, внимания, памяти, мышления. Наблюдается склонность к стереотипиям,
персеверациям, нарушениям ориентировки.
|
|
Тахилалия - патологически
ускоренный темп речи.
|
|||
Ускоренное протекание нервных
процессов возбуждения над процессами торможения.
|
Тахилалия делится на баттаризм (парафразия) и полтерн (спотыкание)
|
- Ненормально
быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) речи без
резких искажений фонетики и синтаксиса;
- расстройства речевого
внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов,
искажения предложений, неясность произношения фраз и т. д.
|
Движения быстрые, гиперактивность,
моторное беспокойство, которое отмечается даже во время сна. Внимание
неустойчивое, объем зрительной, слуховой и моторной памяти недостаточный.
Обычно дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются
вазомоторные реакции.
|
Заикание - нарушение
темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц
речевого аппарата.
|
|||
Предрасполагающие причины: недоразвитие,
повреждение или функциональное расстройство НС, нарушение деятельности мозга
(«судорожная» готовность).
Производящие (стимулирующие) причины:
соматически тяжелое заболевание, нарушение темпа развития, запаздывание
двигательно-моторного развития, неблагоприятные воздействия социальной среды,
повышенная эмоциональность ребенка.
|
Степени заикания: легкая, средняя, тяжелая.
|
- Судороги в процессе речевого
акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд
до 12,6 секунд;
- нарушения словесного
ударения, интонации, ритма, связанные с речевым намерением, эмоциональным
состоянием заикающегося.
|
Нередко отмечается общее
моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство,
расторможен-ность, дискоординация или вялость. Логоневроз и невротическое расстройство,
которое приводит к чувству собственной неполноценности, фиксированность на
дефекте от нулевой стадии до выраженной. Некоторые исследователи указывают на связь заикания
с леворукостью.
|
Этиология, патогенез
|
Классификации
|
Речевая симптоматика
|
Неречевая
симптоматика
|
Нарушение
интонационно-мелодической стороны речи
|
|||
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
|
|||
Органическая
открытая ринолалия - перфорации
твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого
нёба, врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого
нёба.
Функциональная
открытая ринолалия - после
удаления аденоидных разращений или в результате постдифтерийного пареза,
парезы и параличи центрального характера (нарушения функции нёбно-глоточного
смыкания).
Закрытая
органическая ринолалия -
отёк мягких тканей в носовой полости, разрастание аденоидов, искривление
носовой перегородки (изменения в носовом пространстве или функциональные
расстройства нёбно-глоточного смыкания).
Закрытая
функциональная ринолалия
носит вторчиный характер, обычно сочетается с истерическим синдромом.
|
По характеру перераспределе-ния
воздушной струи:
- открытая;
- закрытая.
По этиологии:
- органическая;
- функциональная.
|
ФФНР
При открытой ринолалии характерны назальность ротовых звуков, хриплый звук
при произнесении шипящих согласных, неясные взрывные звуки, отсутствие звуков
Л и Р (или сильный носовой оттенок), появление дополнительной артикуляции.
При закрытой ринолалии речевой дефект обычно носит временный характер.
Проявляется в назальности, слабости дыхания и нарушении носовых звуков,
гнусавости.
|
|
Расстройство
звукопроизносительной организации речи
|
|||
Дислалия - нарушение
звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого
аппарата.
|
|||
Функциональная
дислалия - нарушение
деятельности периферического артикуляционного аппарата (общая физическая
ослабленность, ММД, недостаточность зрительного гнозиса, неблагоприятное
речевое окружение, несформирован-ность фонематического слуха);
Органическая
(механическая) дислалия -
недостатки анатомического строения.
|
По этиологии:
- функциональная;
- органическая
(механическая).
По количеству нарушенных звуков:
- простые
(мономорфные);
- сложные.
По качеству нарушенных
звуков:
- ротацизм,
параротацизм;
- ламбацизм,
параламбацизм;
- сигматизм,
парасигматизм;
- йотоцизм,
парайотоцизм;
- капоцизм,
паракапоцизм;
- гамацизм,
парагамацизм;
- хитизм,
парахитизм.
|
ФФНР
- Пропуски звуков;
- замены звуков схожих по
артикуляции;
- смешение звуков;
- реже искажение звуков.
|
|
Расстройство
звукопроизносительной организации речи
|
|||
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи,
обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
|
|||
Недостаточная иннервация речевого
аппарата.
|
По характеру неврологического
расстройства:
- корковая;
- псевдобуль-барная;
- бульбарная;
- экстрапирамид-ная;
- мозжечковая.
|
ФФНР, в сложных случаях ОНР
- нарушение
звукопроизноситель-ной и просодической стороны речи;
- нарушение слоговой
структуры;
- трудности в
грамматическом оформлении фразы;
- речеслуховое расстройство.
|
Двигательные симптомы: параличи, парезы, гиперкинезы, синкинезии. Часто
расстройство не только в артикуляцион-ном аппарате, но и в голосовом, дыхательном.
Неврологичес-кие симптомы: повышенная саливация, тремор, нарушение тактильной
чувствительнос-ти органов артикуляции, посинение языка.
Психические особенности: астенический синдром, эмоционально-двигательная
возбудимость, нарушения аппетита и сна. Затрудненное формирование всех видов
деятельности.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий