ОПРЕДЕЛЯЕМ СТРАХИ У РЕБЁНКА (ОПРОСНИК А.И. ЗАХАРОВА)

     
Боязливое поведение детей не редко является результатом неправильного поведения взрослых. Родители запугивают детей специально (закрой глаза, а то Баба Яга придет и тебя заберет, если не будешь есть, то умрешь и т.д.).  Страхи, внушенные мамой, уже не просто живут в сознании ребенка, они влияют на его поведение, мешают его развитию. Родители смотрят телевизор, а там передачи для взрослых (где жестокость, насилие, убийство и т.д.) в это время ребенок играет рядом. Все это очень сильно влияет на психику ребенка.

Страхи у детей дошкольного возраста требуют внимательного отношения взрослых. Страх является одной из фундаментальных эмоций человека, возникает в ответ на действие угрозы. Проявления страха у детей дошкольного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений (суетливости) и многословности до полного оцепенения, когда ребенок замолкает и замирает.

Почему именно в дошкольном возрасте отмечается большое количество страхов у детей? 

Это связано, прежде всего, с интенсивным развитием эмоциональной сферы у ребенка дошкольного возраста, с осознанием проблем жизни и неизбежной смерти. Как правильно реагировать взрослым на возрастающее количество страхов у детей дошкольного возраста? Как помочь ребенку, когда он боится? Как узнать, сколько страхов у ребенка? 

Профессором А.И. Захаровым (2000) в результате многолетней научно – практической работы были отобраны те вопросы, которые отражают наиболее характерные страхи у детей. Специфика работы с ребенком дошкольного возраста не предполагает опроса детей строго по предположенному списку страхов, более того, спрашивать ребенка лучше всего в игре, когда вопросы задаются как бы, между прочим. Взрослый, который разговаривает с ребенком по поводу страхов (лучше, если это будет близкий ребенку взрослый, но не родитель, поскольку ряд вопросов связан с взаимоотношениями ребенка и родителей), не должен делать никаких интонационных и смысловых акцентов. Говорить с ребенком нужно ровным, спокойным и эмоционально не окрашенным голосом, поскольку главное при проведении диагностики страхов – это полное принятие проблем, в данном случае страхов, ребенка.

Опросник  «Страхи у детей»

Вопрос: Ты боишься или не боишься?
1)      Когда остаешься один;
2)      Нападения, бандитов;
3)      Заболеть, заразиться;
4)      Умереть;
5)      Что умрут твои родители;
6)      Каких-то людей;
7)      Маму… папу;
8)      Что тебя накажет мама… папа;
9)      Бабу Ягу, Кощея, змея Горыныча, чудовищ;
10)  Опоздать в детский сад;
11)  Когда ложишься спать, перед сном (если да, то чего конкретно);
12)  Страшных снов (если да, то каких конкретно);
13)  Темноты, когда темно;
14)  Животных: волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей;
15)  Машин, поездов, самолетов;
16)  Бури, урагана, наводнения, землетрясения;
17)  Когда высоко;
18)  Когда глубоко;
19)  В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро, переполненном автобусе;
20)  Воды;
21)  Огня;
22)  Пожара;
23)  Войны;
24)  Больших улиц, площадей;
25)  Кроме зубных, других врачей;
26)  Крови, когда кровь идет;
27)  Уколов;
28)  Боли, когда больно;
29)  Неожиданных резких звуков, когда внезапно что- нибудь стукнет, упадет;
30)  Сделать что-либо плохо;
31)  Не успеть куда – то прийти или что – то сделать.
Утвердительные ответы ребенка на вопросы засчитываются как один балл.
Если ребенок посещает детский сад, то спрашивают о педагогов:
-Ты боишься или не боишься (имя, отчество, воспитателя?);
-Ты боишься или не боишься, что тебя накажет (имя, отчество, воспитателя).

Возрастные нормы страхов для детей дошкольного возраста

Для мальчиков
Для девочек
Возраст
норма страхов
Возраст
норма страхов
3-х лет
7
3-х лет
9
4-х лет
9
4-х лет
7
от 3 до 5 лет
Бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства, боли, уколов, сказочных персонажей, высоты, крови и неожиданных звуков
5-х детей
8
5-6 лет
11
6-7 лет (которые не идут в школу)
9
7 лет
12


Типичными страхами детей 5-7 лет являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, пожара, заболеть и страх наказания.

    Если количество страхов превышает норму в 1,5 раза, то уже можно говорить о том, что психика ребенка находится в состоянии перенапряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ребенка. Необходимо обратить внимание на ответы ребенка по 10-му, 30-му и 31-му вопросам. Положительные ответы на эти вопросы говорят о социальной тревожности у ребенка от чрезмерно обязательных и принципиальных взрослых.

Отдельно необходимо остановиться на страшных снах у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст- это возраст, когда вне зависимости от состояния эмоциональной сферы ребенка у него возрастает количество кошмарных снов, увеличивается многократно при нервных нарушениях.

Памятка для педагогов, родителей и детей «Правила обращения со страхами»:

*      Страхи бояться больше всего смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном (например, бандит посмотреть на него с другой стороны –толстый, неуклюжий и т.д.).

*      Еще страхи не любят когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе – тем он становиться меньше.

*      Также страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги да просто осуществить с ними разнообразные действия, которые страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи вместе со страшными снами начинают таять, как тает снег в погожий весенний день.

Памятка для педагогов и родителей «Осторожно, страхи»

Возрастные страхи (проходят с возрастом ребенка, требуют правильного обращения).
Невротические страхи (не проходят с возрастом ребенка, требуют психологического и психотерапевтического вмешательства)
1.Эмоционально не выражены, не слишком заметны и не мешают ребенку
1.Эмоционально выражены, заметны, мешают ребенку
2.Имеет переходящий характер
2.Сохраняется в течение длительного времени
3. Не оказывают неблагоприятного влияния на формирование характера ребенка
3.Оказывает неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка, в характере может появиться неуверенность, тревожность, мнительность
4.Выраженные нервно – психические нарушения отсутствуют
4.Присутствуют и другие выраженные нервно – психические нарушения помимо страхов
5.Ребенок пытается изучить объект страха, познать и преодолеть
5.Ребенок избегает объекта страха, нового, неизвестного
6.Страх одиночества, темноты и животных не выражен
6.Страх одиночества, темноты и животных заметно выражен
7.Страхи легко поддаются коррекции и самокоррекции

7.Страхи с трудом поддаются коррекции и самокоррекции

Комментариев нет:

Отправить комментарий