Боязливое
поведение детей не редко является результатом неправильного поведения взрослых.
Родители запугивают детей специально (закрой глаза, а то Баба Яга придет и тебя
заберет, если не будешь есть, то умрешь и т.д.). Страхи, внушенные мамой, уже не просто живут
в сознании ребенка, они влияют на его поведение, мешают его развитию. Родители
смотрят телевизор, а там передачи для взрослых (где жестокость, насилие, убийство
и т.д.) в это время ребенок играет рядом. Все это очень сильно влияет на психику
ребенка.
Страхи у детей дошкольного возраста требуют внимательного отношения
взрослых. Страх является одной из фундаментальных эмоций человека, возникает в
ответ на действие угрозы. Проявления страха у детей дошкольного возраста разнообразны:
например, от совершения большого количества лишних движений (суетливости) и
многословности до полного оцепенения, когда ребенок замолкает и замирает.
Почему именно в дошкольном
возрасте отмечается большое количество страхов у детей?
Это связано, прежде
всего, с интенсивным развитием эмоциональной сферы у ребенка дошкольного
возраста, с осознанием проблем жизни и неизбежной смерти. Как правильно
реагировать взрослым на возрастающее количество страхов у детей дошкольного
возраста? Как помочь ребенку, когда он боится? Как узнать, сколько страхов у
ребенка?
Профессором А.И. Захаровым (2000) в результате многолетней научно –
практической работы были отобраны те вопросы, которые отражают наиболее
характерные страхи у детей. Специфика работы с ребенком дошкольного возраста не
предполагает опроса детей строго по предположенному списку страхов, более того,
спрашивать ребенка лучше всего в игре, когда вопросы задаются как бы, между
прочим. Взрослый, который разговаривает с ребенком по поводу страхов (лучше,
если это будет близкий ребенку взрослый, но не родитель, поскольку ряд вопросов
связан с взаимоотношениями ребенка и родителей), не должен делать никаких
интонационных и смысловых акцентов. Говорить с ребенком нужно ровным, спокойным
и эмоционально не окрашенным голосом, поскольку главное при проведении
диагностики страхов – это полное принятие проблем, в данном случае страхов,
ребенка.
Опросник «Страхи у детей»
Вопрос: Ты боишься или не
боишься?
1)
Когда остаешься один;
2)
Нападения, бандитов;
3)
Заболеть, заразиться;
4)
Умереть;
5)
Что умрут твои родители;
6)
Каких-то людей;
7)
Маму… папу;
8)
Что тебя накажет мама… папа;
9)
Бабу Ягу, Кощея, змея Горыныча, чудовищ;
10) Опоздать
в детский сад;
11) Когда
ложишься спать, перед сном (если да, то чего конкретно);
12) Страшных
снов (если да, то каких конкретно);
13) Темноты,
когда темно;
14) Животных:
волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей;
15) Машин,
поездов, самолетов;
16) Бури,
урагана, наводнения, землетрясения;
17) Когда
высоко;
18) Когда
глубоко;
19) В
маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро, переполненном автобусе;
20) Воды;
21) Огня;
22) Пожара;
23) Войны;
24) Больших
улиц, площадей;
25) Кроме
зубных, других врачей;
26) Крови,
когда кровь идет;
27) Уколов;
28) Боли,
когда больно;
29) Неожиданных
резких звуков, когда внезапно что- нибудь стукнет, упадет;
30) Сделать
что-либо плохо;
31) Не
успеть куда – то прийти или что – то сделать.
Утвердительные
ответы ребенка на вопросы засчитываются как один балл.
Если ребенок
посещает детский сад, то спрашивают о педагогов:
-Ты боишься
или не боишься (имя, отчество, воспитателя?);
-Ты боишься
или не боишься, что тебя накажет (имя, отчество, воспитателя).
Возрастные нормы страхов для детей
дошкольного возраста
Для мальчиков
|
Для девочек
|
||
Возраст
|
норма страхов
|
Возраст
|
норма
страхов
|
3-х лет
|
7
|
3-х лет
|
9
|
4-х лет
|
9
|
4-х лет
|
7
|
от 3 до 5
лет
|
Бояться
темноты, одиночества, замкнутого пространства, боли, уколов, сказочных
персонажей, высоты, крови и неожиданных звуков
|
||
5-х детей
|
8
|
5-6 лет
|
11
|
6-7 лет
(которые не идут в школу)
|
9
|
7 лет
|
12
|
Типичными страхами детей 5-7 лет
являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, пожара,
заболеть и страх наказания.
Если количество страхов превышает норму в
1,5 раза, то уже можно говорить о том, что психика ребенка находится в
состоянии перенапряжения и необходимы специальные психологические меры по
нормализации эмоционального состояния ребенка. Необходимо обратить внимание на
ответы ребенка по 10-му, 30-му и 31-му вопросам. Положительные ответы на эти
вопросы говорят о социальной тревожности у ребенка от чрезмерно обязательных и
принципиальных взрослых.
Отдельно необходимо остановиться на
страшных снах у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст- это возраст,
когда вне зависимости от состояния эмоциональной сферы ребенка у него
возрастает количество кошмарных снов, увеличивается многократно при нервных
нарушениях.
Памятка для педагогов, родителей
и детей «Правила обращения со страхами»:
Страхи бояться больше всего смеха, поэтому
просто необходимо увидеть смешное в страшном (например, бандит посмотреть на
него с другой стороны –толстый, неуклюжий и т.д.).
Еще страхи не любят когда о них рассказывают,
пытаются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя
бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе – тем он становиться
меньше.
Также страхи терпеть не могут, когда в них
начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги
да просто осуществить с ними разнообразные действия, которые страхи просто не
переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи
вместе со страшными снами начинают таять, как тает снег в погожий весенний
день.
Памятка для педагогов и родителей
«Осторожно, страхи»
Возрастные страхи (проходят с возрастом
ребенка, требуют правильного обращения).
|
Невротические страхи (не проходят с
возрастом ребенка, требуют психологического и психотерапевтического
вмешательства)
|
1.Эмоционально не выражены, не
слишком заметны и не мешают ребенку
|
1.Эмоционально выражены,
заметны, мешают ребенку
|
2.Имеет переходящий характер
|
2.Сохраняется в течение
длительного времени
|
3. Не оказывают
неблагоприятного влияния на формирование характера ребенка
|
3.Оказывает неблагоприятное
влияние на формирование личности ребенка, в характере может появиться
неуверенность, тревожность, мнительность
|
4.Выраженные нервно –
психические нарушения отсутствуют
|
4.Присутствуют и другие
выраженные нервно – психические нарушения помимо страхов
|
5.Ребенок пытается изучить
объект страха, познать и преодолеть
|
5.Ребенок избегает объекта
страха, нового, неизвестного
|
6.Страх одиночества, темноты и
животных не выражен
|
6.Страх одиночества, темноты и
животных заметно выражен
|
7.Страхи легко поддаются
коррекции и самокоррекции
|
7.Страхи с трудом поддаются
коррекции и самокоррекции
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий