МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ. ЭТИОЛОГИЯ И КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ


Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
На современном этапе выделяют следующие причины возникновения алалии.
Среди этиологических факторов выделяют внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, асфиксия новорожденных, внутриутробные или ранние прижизненные травмы головного мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и др.
Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению веществ мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения. Эти поражения различных областей коры головного мозга вызывают нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем.
По наблюдениям некоторых исследователей (С.С. Корсаков, Н.И. Красногорский, Ю.А. Флоренская) соматические заболевания также могут быть причиной алалии, так как они усугубляют воздействие патологических причин неврологического характера, которые являются ведущими.
Другие исследователи (Р. Коэн 1888 г., М. Зееман 1962 г., А. Салей 1977 г. и другие) подчеркивают роль семейной предрасположенности в этиологии алалии. Но убедительных научных данных в литературе не приводится.
Таким образом, алалия — органическое нарушение речи центрального характера, ведущее место при ее возникновении занимает минимальная мозговая дисфункция, которая сопровождается целым комплексом патологических факторов.
Алалия — явление неоднородное и по своим механизмам и по своим проявлениям и по степени выраженности речевого недоразвития. Поэтому при составлении классификаций алалии используют разные критерии и разные подходы к ее изучению.
Р.Е. Левина предлагает психологическую классификацию и выделяет следующие формы алалии:
Ø акустическая алалия, обусловленная неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием;
Ø оптическая алалия, связана с нарушением зрительного (предметного) восприятия
Ø алалия, обусловленная нарушением психической активности.
В.К. Орфинская разработала лингвистическую классификацию, которая основана на ведущем типе нарушения языковых систем и выделила две формы моторной, две формы сенсорной, две формы смешанной алалии; моторно-синтаксическую, моторно-семантическую, оптическую, амнестическую и морфологическую формы алалии.
Лингвистических подходов при классификации алалии придерживаются В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович.
Они под экспрессивной алалией понимают языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования.
Е.Ф. Соботович выделяет алалии с преимущественными нарушениями парадигматической или синтагматической систем языка.
По степени тяжести алалия может проявляться различно: от простой словесной неловкости до полного отсутствия речи. В одних случаях ребенок к 5-6 годам начинает говорить, в других — при отсутствии специального обучения — он совершенно не способен пользоваться разговорной речью.
По наличию у детей нервно-психологических расстройств алалию разделяют на две формы: осложненную и неосложненную этими расстройствами.
Наиболее распространенной формой алалии является алалия, связанная с нарушением речедвигательного анализатора.
Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Клиника и динамика моторной алалии на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Но в дошкольном возрасте речевые и неречевые симптомы моторной алалии проявляются наиболее ярко.
Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической. Аграмматизм, расстройства поиска слов, трудности «выбора» фонем и установления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов — это типичные проявления моторной алалии. Кроме этого у многих детей с алалией проявляются неврологические и психопатологические нарушения. Уровень речевого развития у детей может колебаться от почти полного отсутствия речи до незначительных отклонений в функционировании языковых подсистем.
Н.Н. Трауготт в статье " К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами" отмечает, что развитие речи алалика происходит в три этапа.
На первом — ребенок владеет немногими словами, часть которых имеет характер детского лепета (бай-бай, ням-ням), широко использует мимику и жесты. Некоторые мимические реакции принимают постоянное значение, становясь как бы мимическими словами.
На втором этапе — слов в распоряжении ребенка больше, но слова эти сильно искажены. Нередко появляется фраза из 2-3 слов, имеющая своеобразное построение: часть слов заменяется мимикой, падежные окончания отсутствуют, имеет место полной аграмматизм («Коля пить молоко», Мальчик Миша «паф я»).
Такое своеобразие стиля объясняется тем, что ребенок, страдающий алалией перерастает свои речевые возможности: мысли 7-летнего, 11-13 летнего ребенка облачаются в словарь двухлетнего. На этом этапе часто сохраняются лепетные слова. Изредка встречаются слова, изобретенные самим ребенком и употребляемые им на протяжении нескольких лет («папу» — хлеб). Возможно расширение значения слов. Так, например, одно и то же слово «пить» обозначает чашку, действие, напиток.
На третьем этапе развития речи алалик уже обладает довольно богатым запасом слов. Лепетные слова исчезают, искажений становится меньше. Аграммматизм сглаживается, в речи появляются предлоги, приставки, союзы. Однако полного овладения речью еще нет. Стоит предложить ребенку рассказать о прочитанном или пережитом, как вновь обнаруживается почти полная невозможность формулировать мысли в связной форме. В этих условиях оживает мимика и появляется аграмматизм.
Н.Н. Трауггот подчеркивает, что не у всех детей алаликов речь проходит данные этапы. В одних случаях ребенок долго не начинает говорить, а затем речь его начинает бурно развиваться и скоро становится правильной, в в других — первые слова появляются рано, но речь долгое время остается бедной и ограниченной. Но общим для всех является следующее: на первый план выступает бедность словарного запаса, аграмматизм, искажение слов. Позже неумение оперировать словами, затруднения в связной речи.
Таким образом, критериями для определения моторной алалии являются:
Ø Задержка темпа нормального усвоения языка;
Ø Патологическое развитие языка;
Ø Наличие в разной степени выраженности нарушений всех подсистем языка;
Ø Сохранность слуха;
Ø Удовлетворительное понимание обращенной речи.
У детей страдающих моторной алалией отмечаются трудности в формировании звуковых образов слов. Владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов.
Детям доступны неречевые артикуляции, они в состоянии правильно произносить большинство звуков или даже все звуки изолированно и в слогах. Но отличительной особенностью детей с моторной алалией является то, что они не могут реализовать эти возможности при произнесении слов.
Характерным признаком моторной алалии является несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов. Дети затрудняются в названии предметов, картинок, в повторении за логопедом отдельных слов, особенно сложной слоговой структуры. Искажения слоговой структуры идут за счет опускания звуков и слогов, перестановок, замен. Таким образом, возникают буквенные и словесные парафразии, причем в одних случаях может отмечаться преобладание звуковых, в других — слоговых замен.
При алалии нарушается процесс актуализации слов по всем его признакам. Наиболее трудным для актуализации являются слова, выражающие обобщения и абстрактные понятия, не несущие за собой конкретного зрительного представления. Это вызывает частые паузы, остановки в речи и широкое использование детьми мимики жестов.
Более всего при моторной алалии страдает фразовая речь. При тяжелой форме моторной алалии среди членов распространенного предложения они выделяют только подлежащее и реже сказуемое и без специального обучения не овладевают элементами грамматического строя речи.
Степень овладения ребенком речью зависит от тяжести дефекта. Разные уровни речевого развития выделила и описала Р.Е. Левина.
На первом — втором уровнях речевого развития характерно отсутствие предикатов, использование интонационных и мимических средств общения. Понимание речи такого ребенка возможно при учете ситуации общения.
На втором — третьем уровнях речевого развития речь ребенка становится понятной для окружающих, но она аграмматична.
На третьем уровне речевого развития также имеет место дефицит языковых средств.
На всех этапах развития речи дети испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса. С возрастом эти трудности могут возрастать, по мере того как речевая деятельность требует все большей автоматизации. Усвоив синтаксические структуры простых предложений, дети испытывают стойкие затруднения в овладении навыкам связной речи.
При алалии слабо развито чувство языка, которое в норме возникает непроизвольно в процессе речевого общения. У детей происходит деавтоматизация речевого процесса, что проявляется в несформированности произвольной речевой деятельности.
Из-за ограничения возможностей овладения системой языковых знаков и дефицита инвентаря языковых средств различных уровней при моторной алалии страдают номинативная и предикативная функции речи, а также регулирующая и когнитивная функции речи. То есть речь при алалии не является полноценным средством коммуникации, организация поведения и индивидуального развития. Недоразвитие речи у детей с алалией сочетается с несформированностью мотивации общения. Отсутствие стремления к общению связано с трудностями общения.
Таким образом, ведущим в структуре речевого дефекта при моторной алалии являются языковые нарушения.
Для детей с моторной алалией характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Кроме этого наблюдается неврологическая симптоматика: от стертых проявлений мозговой дисфункции до выраженных неврологических расстройств, особенно пирамидной и экстрапирамидной систем. Отмечается оральная апраксия, соматическая ослабленность. У детей выявляется неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. У детей отмечается преобладание леворукости или амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, аспонтанные.
Неполноценность речи или ее отсутствие при алалии оказывает влияние на протекание психических процессов, вызывая их своеобразие. Речь у детей с алалией не является ведущим средством познания окружающей действительности. Недоразвитие речи тормозит полноценное развитие познавательной деятельности, выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.

Комментариев нет:

Отправить комментарий