АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

ПРОФИЛАКТИКА АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Аграмматическая дисграфия на письме проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов; в изменении падежных окончаний; в нарушении предложных конструкций; в изменении числа существительных, падежа местоимений; в нарушении согласования; в нарушении синтаксического оформления речи.

А. Работа над словоизменением.

Образование множественного числа имен существительных.

Упражнение 1.

Взрослый называет один предмет, а ребенок-много этих же самых предметов. На первом этапе можно обратиться к картинкам, а далее работа проводится уже в чисто речевом плане.
Слон-слоны, тигр-…, корова-…

Упражнение 2.

Задание аналогично первому, но здесь ребенок должен переключиться на образование множественного числа имен существительных при помощи менее привычного для него окончания.
Дом-дома, лес-…, луг-…
Кол-колья, лист-…, колос-…

Упражнение 3.

В процессе неоднократного выполнения этого упражнения ребенок должен усвоить те формы множественного числа имен существительных, в процессе образования которых происходит выпадение гласной в корне слова.
День-дни, cон-…, лев-…

Cогласование прилагательных с существительными.

Упражнение 1.

Необходимо обратить внимание ребенка на различие окончаний в одних и тех же именах прилагательных в зависимости от того, с какими словами они связаны. Ребенок должен почувствовать различие окончаний в прилагательных мужского, женского и среднего рода. Для более четкого восприятия окончаний все они в этом упражнении ударные.
Поле большое. Река большая. Город большой.
Далее ребенок усваивает окончания имен прилагательных в безударном положении.
Летний день. Нежная ромашка. Синее море. Широкие поля.

Упражнение 2.

Основная задача этого упражнения-ненавязчиво приучить ребенка ставить к именам прилагательным вопросы и ориентироваться на них при выборе окончаний прилагательных.
Лента какая?-красная.
Платье какое?-красное.
Гвоздики какие?-красные.
Мак какой?-красный.

Упражнение 3.

Ребенок должен, отвечая на вопрос взрослого, употребить правильную грамматическую форму имени прилагательного, то есть правильное его окончание. Окончание вопроса логопед обязательно должен произносить подчеркнуто. Это упражнение кроме того привлекает внимание ребенка к признакам предметов, учит его образовывать имена прилагательные, способствуя тем самым обогащению словарного запаса.
Если ножик сделан из стали, то ножик какой? (cтальной).
А если мальчик лежит и болеет, то мальчик какой? (больной).

Согласование существительных с числительными.

Упражнение 1.

Ребенку предлагаются образцы окончаний имен существительных мужского, среднего и женского рода при их согласовании с числительными ДВА, ТРИ и ЧЕТЫРЕ. Упражнение рассчитано на улавливание ребенком общей закономерности и на непроизвольное запоминание типов окончаний существительных в процессе прослушивания приведенных ниже словосочетаний.

Мужской род:
Три стула, три дивана, два чижа, два стрижа.

Cредний род:
Два стекла, два покрывала, два моря, два поля.

Женский род:
Две кошки, две мышки, две дочки, две бочки.

Упражнение 2.

В данном упражнении даны примеры на согласование имен существительных с собирательными числительными.
Двое носков, двое трусов, двое саней, трое брюк, трое чулок.

Упражнение 3.

Далее предлагается усвоить одно из самых распространенных окончаний имен существительных (-ов) в сочетании с любыми количественными числительными, начиная от пяти.
Один кит-пять китов, жук-…, один песец-пять песцов, лев-…

Упражнение 4.

В дальнейшем ребенок овладевает еще одним очень распространенным окончанием имен существительных при их согласовании с количественными числительными-окончанием –ей.
Один журавль-десять журавлей, гусь-…
Одна мышь-десять мышей, рысь-…

Упражнение 5.

В ходе выполнения этого упражнения ребенок должен овладеть еще одним своеобразным способом согласования имен существительных с количественными числительными, при котором существительные полностью теряют свое окончание.
Одна стрекоза-пять стрекоз, синица-…

Упражнение 6.

В этом упражнении даются примеры еще более сложного, по сравнению с предыдущим, но тоже широко распространенного способа согласования существительных с числительными. Помимо утраты окончания в корне слова появляются дополнительные гласные.
Одна ласточка-десять ласточек, вилка-…
Одно кольцо-десять колец, cердце-…

Упражнение 7.

В этом упражнении уделяется внимание согласованию с числительными тех имен существительных, которые обозначают названия детенышей животных и птиц.
Один медвежонок-два медвежонка-пять медвежат, слоненок-…, львенок-…

В. Работа над словообразованием.

Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Упражнение 1.

Логопед называет большой предмет, а ребенок-маленький, используя для этого широко распространенные суффиксы –ик-, -ек-.
Дом-домик, стол-…, песок-песочек, чулок-…

Упражнение 2.

Ребенку предлагается аналогичное задание, но уже с другими широко распространенными суффиксами (-ечк-,-очк-).
Шишка-шишечка, кошка-…, роза-розочка, ваза-…

Упражнение 3.

Предлагается несколько реже встречающийся суффикс –ок-.
Гриб-грибок, ком-…

Упражнение 4.

Предлагается словообразование с использованием уменьшительного суффикса –к-.
Нора-норка, гора-…

Упражнение 5.

Предлагается словообразование по аналогии с использованием редко употребляющихся уменьшительных суффиксов (-ек-, -ышк-,-енк-,-иц-).
День-денек, пень-…, башня-башенка, вишня-…, платье-платьице, кресло-…, горло-горлышко, перо-…

Упражнение 6.

В заключение необходимо предложить ребенку самостоятельно образовать слова с любыми уменьшительными суффиксами (вразбивку).

Образование глаголов при помощи приставок.

Упражнение 1.

Подобрать к данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением сначала приближения, а затем удаления.
Если человек идет, то он приходит. Если человек бежит, то он…
Идет-уходит, бежит-…

Упражнение 2.

К каждому данному глаголу нужно подобрать глагол с противоположным значением.
Пришел-ушел, прибежал-…

Упражнение 3.

Подобрать к данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения сначала вовнутрь, а затем изнутри.
Человек по дороге идет, в дом входит, а из дома выходит.
Мальчик по дороге бежит, в дом…, а из дома…

Упражнение 4.

Подобрать к данным существительным подходящие по смыслу глаголы с приставкой пере-.
Человек через дорогу переходит. Машина через дорогу…

Упражнение 5.

Закончить начатое предложение, употребив при этом подходящий по смыслу глагол с приставкой.
Уходя из дома, дверь закрывают. Суп в тарелку…

Упражнение 6.

Придумать предложения, в которых глаголы были бы употреблены с подходящими по смыслу приставками.

Образование относительных прилагательных.

Упражнение 1.

Ребенок должен понять сам принцип образования относительных прилагательных, что помогут сделать следующие примеры.
Шапка из меха-меховая, шапка из шерсти-…

Упражнение 2.

Необходимо самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных.
Посуда из стекла-стеклянная, посуда из глины-…

Упражнение 3.

Необходимо образовать относительные прилагательные, но уже с другими суффиксами (-ов-, -ев-).
Грелка из резины-резиновая, варенье из вишни-…

Упражнение 4.

Употребить те же самые относительные прилагательные, что и в упражнениях 2 и 3, но только использовав их в другом роде (мужском, женском или среднем), а также во множественном числе. Например, если в предыдущем упражнении был яблочный сок, то теперь пусть будет яблочная начинка или яблочные конфеты.

Упражнение 5.

Образовать любые относительные прилагательные с любыми суффиксами и окончаниями (вразбивку), например: стол из дерева-деревянный, основание из гранита-гранитное, настойка из рябины-рябиновая.

Образование притяжательных прилагательных.

Упражнение 1.

Закончить каждое второе предложение, вставив в него нужное притяжательное прилагательное в правильной грамматической форме.
Голова у лисоньки лисья, а у рыси, конечно…

Упражнение 2.
Ребенок должен ответить на вопрос о том, у кого чья голова.
У курицы голова куриная, у петуха-…

Упражнение 3.
В процессе выполнения данного упражнения ребенок должен усвоить уже другие суффиксы, при помощи которых также образуются притяжательные прилагательные.
У кита голова китовая.
У моржа-…
У индюка голова индюшачья.
У кошки-…
У оленя голова оленья.
У тюленя-…
У медведя голова медвежья.
У верблюда-…

Упражнение 4.

Употребить те же самые притяжательные прилагательные, что и в упражнениях 2 и 3, но только в другом роде, а также во множественном числе. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: Чей хвост у лисы? (лисий). Чье ухо у лисы? (лисье). Чьи глаза у лисы? (лисьи).

Упражнение 5.

Образовать любые притяжательные прилагательные с любыми окончаниями (вразбивку). Для этого ребенок должен правильно ответить на вопросы: Чья голова у кита? Чей хвост у медведя? Чьи глаза у волка? Чье ухо у обезьяны?

Образование названий детенышей животных.

Задание 1.

Ребенку предлагается образовать по образцу, данному в первом четверостишии, названия детенышей разных животных. При этом в первом столбике даны более простые случаи, не имеющие чередования согласной в корне (у лисы-лисята), а во втором-более сложные, с различными чередованиями согласных или с добавлением лишнего звука.
Запомните, ребята,
Что у слона слонята.
А у других зверей?
Скажите-ка скорей!
У лисы-…, у оленя-…, у лося-…, у медведя-…, у белки-…, у волка-…

Задание 2.

Это задание рассчитано на запоминание ребенком названий детенышей тех животных, у которых эти названия образованы от другой основы.
У лошади-жеребята.
У коровы-телята.
У овцы-ягнята.
У свиньи- поросята.
У собаки-щенки.

Задание 3.

Ребенку предлагается образовать названия детенышей птиц, многие из которых ему мало знакомы.
У утки-утята, у стрижа-…, у кукушки-…, у индюка-…
Параллельно с развитием грамматического строя речи ведется работа по обогащению словарного запаса, что является важной частью профилактики аграмматической дисграфии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий