КОРРЕКЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ


Семантические нарушения чтения, возникающие вследствие недоразвития звуко–слогового синтеза, преодолеваются частично при улучшении технической стороны чтения.

Когда ребенок перестает обращать внимание на узнавание буквы, слияние букв в слоги он начинает читать целыми словами, тогда внимание и мышление ребенка освобождается для усвоения семантического значения слов и текста в целом. В данном случае используются различные тренировочные упражнения, направленные на развитие техники чтения. Другая сторона работы направлена на расширение активного и пассивного словаря, актуализации имеющегося опыта учащихся, их представлений, понятий.

Виды работы:
-подготовка к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсии, демонстрацию картин, видеоматериалов
-работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями
-упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста.
Разнообразные виды упражнений для устранения дислексий.

Упражнения на выработку речевого дыхания.
·         футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, подув на шарик, загнать его в ворота.
·         ветряная мельница Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
·         снегопад Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
·         листопад Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
·         бабочка Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
·         одуванчик Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
·         шторм в стакане Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Паровоз привез нас в лес. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела детям меда принесла. З-з-з! З-з-з! Села нам на локоток, З-з-з! З-з-з! Полетела на носок. З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту)

Пчёлку ослик испугал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! На весь лес он закричал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Гуси по небу летят, Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать, Сесть и сладко позевать. (дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
Техника выполнения упражнений:
·         воздух набирать через нос
·         плечи не поднимать
·         выдох должен быть длительным и плавным
·         необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
·         нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

«Медвежата»
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы кушать. Слова произносятся протяжно, на выдохе, четко произнося звук М:
Мам, меду б нам.
Мам, молока бы нам.

«В лифте»
Мы едем на лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос: едем с первого этажа на девятый, а затем спускаемся.

«Ручка в зубах»
Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

«Работа с таблицей»
Учащиеся, делают вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
Н Б С М Н П Х Ч М К Б П Р В С
Ш Ж Н Б В Д З Т Г П Ц Г Х З Н
М Н Д Г М Л Р В С Ж З Ш Н К Ц
Д Л Р П В Ф Т Б Х З Ш Н Г К П
Т С Ч П Р Л Г Н Ш К В Б З Н Щ

Развитие фонематического восприятия.
Рекомендуется начать изучать звуки в такой последовательности: «а»«у»«о»«и». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.
·         покажите букву и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
·         произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку)
·         поймай звук Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
·         внимательный малыш Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
·         дирижер Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.
·         архитектор Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
·         звуковые песенки Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
По данной же схеме идет работа с другими звуками речи и буквами их обозначающими.

Развитие четкости произношения.
-Упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.
-Работа со скороговорками. Проговаривать медленно с постепенным увеличением скорости. Читается хором и отдельными учениками.
-Тренировка в произнесении гласных по порядку, сочетаний гласных, сочетаний гласных и согласных, сочетаний согласных.
-Чтение блоков.
Цель: отработка навыка чтения целыми словами, тренировка глазных мышц и развитие произвольного внимания.
Запись блоков производится на доске в столбик или ряд во время урока, с требованием читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Первая группа блоков.
Ба бы б-э-э-э во! Вы га да до ды же
Ка ку ли ля лю ми м-у-у мы мэ-э-э но
Ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! Во-во! Га-га-га! Ба-ба
Га-га-га! Да-да-да! Эй-эй!
Ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Вторая группа блоков.
Ага бай сам шар пол
Аут баз бык бэр вон
Выя дар дом уже зал
Ему бош кар зим лот
Ива лом сон мыс шаг
Лю люк лук лос лис мыс рис
Бэ бэр бор бур бук бим бус
Уж муж луж лыж пыж паж маж

Третья группа блоков.
Бокс борт борщ верх волк толк полк
Зонт зонд корт лифт лярд морж торт
Фонд форт порт цинк шарф шест шёлк

Четвертая группа блоков.
Вверх взмах взнос взмыл вклад
Смысл спорт столб страж трест
Гвалт тракт Днепр Днестр Дрозд
Значения незнакомых слов объясняются логопедом.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

«Сложи слова»
Слова пишутся на двух карточках. Сложить карточки так, чтобы получилось слово (бе-реза, ли-са, моло-ко, пе-тух).

«Словесные горки»
из ры ста
изб рыб стар
изба рыба старый
избушка рыбка старик
старушка рыбак старичок
ко
кот
крот
булка
сорока
снегирь
соседний
скворечник

«Полустертые слова»
1.Шалунья – резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить и прочитать слова. Стерты элементы букв.

2.В словах стерта верхняя или нижняя часть. Догадайтесь, какие слова написаны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий