Дизартрия — нарушение произношения вследствие
недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений
заднелобных и подкорковых отделов мозга.
Патогенез
дизартрических расстройств речи обуславливается различными очаговыми
поражениями мозга, вызывающими:
Ø пирамидными со спастическим параличом
(псевдобульбарная дизартрия);
Ø подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и
гиперкинезами (различные подкорковые формы дизартрии);
Ø подкорково-мозжечковый с расстройствами речевой
просодики (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии);
Ø корковыми с артикуляторной апраксией
(«кинестетическая» и «кинетическая» артикуляторная апраксия).
Каждая клиническая форма дизартрии требует
специфических приемов логопедической коррекции, а для этого необходима их патогенетическая диагностика.
Если перечисленные дизартрические расстройства
развиваются после завершения формирования у ребенка речи, то они проявляются
только дизартрией, если же развитие речи еще не закончено, то дизартрия
становится базой для системных задержек развития восприятия и понимания речи,
навыков чтения и письма, а также общего психического развития ребенка.
Разнообразные системные нарушения речи и психики нередко сочетаются с
педагогической запущенностью ребенка. Такой «букет» разнообразных факторов
усугубляет трудности детского развития и препятствует обучению детей в массовой
школе.
Для дизартрии характерна невнятная смазанная
артикуляция звуков с искажением их звучания, то есть фонетические нарушения. В
случае дизартрии с системным недоразвитие коры головного мозга, а также при
сложных речевых расстройствах фонетические нарушения могут комбинироваться с
фонематическими.
Корковую
дизартрию часто смешивают с дислалией или
моторной алалией. Правильная диагностика имеет большое значение, так как
вызывает существенные изменения в содержании и методике коррекционной
логопедической работы.
При
дислалии нет органической симптоматики, звуки ставятся значительно легче, а
главное быстрее автоматизируются и вводятся в самостоятельную речь, прогноз
благоприятный.
По
своим проявлениям корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как,
прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов.
Моторная
алалия отличается от дизартрии тем, что просодическая сторона речи сохранна, мимика
и речь живы и выразительны, голос звонкий, повышенная речевая активность; при
дизартрии голос монотонный, затухающий, лицо амимично.
Подкорковая дизартрия.
Причина
возникновения — поражение подкорковых узлов головного мозга. Ребенок, только
что правильно говоривший, через мгновение не может произнести ни звука, и все
это из-за артикуляционного спазма.
Главной
особенностью является то, что наряду с нарушением звукопроизношения для подкорковой
дизартрии характерно отсутствие стабильных, однотипных нарушений, страдает вся
просодическая сторона речи: темп, ритм, интонация.
Эти
дети говорят или быстро, или, наоборот, медленно с паузами. Их речь монотонна,
однообразна, немодулирована. Голос — прерывистый, затухающий, переходящий в
неясное бормотание, с носовым оттенком. Возможны непроизвольные выкрики
прорываются фарингиальные звуки.
Таким
образом, речевые возможности ребенка зависят от его состояния. Важно всегда
помнить и учитывать, что подкорковая дизартрия осложняется нарушениями слуха по
типу нейросенсорной тугоухости (прежде всего, страдает слух на высокие тона).
Мозжечковая дизартрия в чистом виде встречается редко.
Этиологические факторы — поражение мозжечка и его связей с другими отделами
центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.
Неврологический статус — отмечается пониженный тонус в мышцах языка, губ;
язык тонкий, распластанный, подвижность eго ограничена, артикуляционная поза
удерживается с трудом. Движения языка неточны, при более тонких движениях
отмечается мелкое дрожание языка. Мягкое небо — паретично. Подвижность, объем,
темп движений органов артикуляции ограничен, снижен. Мимика вялая. Нарушена
координация движений.
Речевой статус — речь при мозжечковой дизартрии невнятная,
замедленная, ребенок не в состоянии координировать речедвигательный процесс, он
с трудом «ворочает» языком. Речь толчкообразная, скандированная, с нарушенной
модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы, иногда сопровождается
выкриками отдельных звуков. Диагностировать помогают походка и речь «пьяного»
человека.
Бульбарная дизартрия.
Этиологическая причина — одностороннее или двустороннее поражение
периферических двигательных нейронов (тройничного, лицевого, языкоглоточного,
блуждающего и подъязычного).
Неврологический статус — имеет место периферический парез; параличи и парезы
мышц артикуляционной мускулатуры избирательные, вялые. Подвижность
артикуляционной мускулатуры ограничена в зависимости от степени паралича. Лицо
амимично. Нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание.
Речевой статус — голос слабый, назализованный, нет звонких звуков,
они оглушаются, причина — парез голосовых связок. Многочисленные искажения
звукопроизношения из-за паретического состояния мышц, языка, глотки. Речь
невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Грубо искажается произношение всех
губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному
звуку. Все смычные приближаются к щелевым, переднеязычные — к единому глухому
плоскощелевому звуку.
Псевдобульбарная
дизартрия — двусторонние поражения
центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов, идущих от коры головного
мозга к ядрам черепно-мозговых нервов ствола.
Неврологический статус — повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных
группах по типу спастичности вызывает спастическую форму псевдобульбарной
дизартрии; понижение мышечного тонуса — паретическую форму. Отмечается
ограничение произвольных движений. Язык напряжен, оттянут назад, кончик языка
не выражен, отклоняется в здоровую сторону, наблюдается саливация
(слюнотечение). Движения замедлены в темпе, отличаются малой амплитудой,
истощаемостью, повышением мышечного тонуса, диффузным перемещением.
Речевой статус — в звукопроизношении избирательные трудности,
страдают р, л, ш, ж, ц, ч (сложные по артикуляции переднеязычные звуки). При спастической дизартрии происходит
озвончение глухих согласных. Голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторона
речи нарушены. При паретичной —
страдают смычно-губные звуки (п, б, м), язычно-альвеолярные гласные (и, ы, у).
Отмечается назализация звуков.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций,
моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при
дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных
и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной
психической деятельности.
Система логопедического воздействия при дизартрии
имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с
формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической
стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с
дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической
ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и
медикаментозным лечением.
Успех логопедических занятий во многом зависит от их
раннего начала и систематичности проведения, непосредственного участия семьи
ребёнка.
Необходимо отметить, что проведение логопедического массажа проводится на
подготовительном этапе, на котором осуществляется работа по развитию
артикуляционного аппарата, ей предшествует:
Ø проведение дифференцированного массажа лицевой и
артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса.
Основными приемами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания,
вибрация. Характер выполнения движений также будет определяться состоянием
мышечного тонуса.
Ø одновременно с проведением дифференцированного массажа
проводится работа по развитию мимических мышц лица. С этой целью ребенка учат
открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д. По мере выполнения таких
заданий постепенно развивается их дифференцированность и произвольность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий