ЛИНГВОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ ФФНР

Лингвопатологические    симптомы    
фонетико-фонематического недоразвития речи 
у дошкольников
(автор Стаценко Л.В.)

Психолингвистическое направление исследований состояния языковых процессов и их формирования у детей с речевыми нарушениями весьма актуально для понимания структуры речевого дефекта в целом.

Важным аспектом этих исследований является дифференциация нормальных возрастных проявлений «речевой незрелости» и патологических симптомов, свидетельствующих об аномальном развитии речи.

В структуре дефекта фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Ю.А. Никашина, Г.В. Чиркина и Л.В.Лопатина выделяют нарушения звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Характерные для фонематического недоразвития звукопроизносительные расстройства входят в классификацию ошибок звукопроизношения А.Н.Корнева и разделяются им на две категории: условно патологические (наиболее многочисленные) и патологические.

Первые встречаются как в норме (на ранних этапах речевого онтогенеза), так и при патологии. Вторые в любом возрасте являются признаком патологического развития речи.

С точки зрения А.Н. Корнева, для более точной диагностики звуковых нарушений необходимо сопоставлять дизонтогенез звуковой системы речи с ее онтогенезом в едином пространстве признаков.

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Пропуск звуков в норме наблюдается в речевом онтогенезе детей младшего дошкольного возраста. Чаще всего пропускаются звуки Х, К, Г, Й, Р (В.И.Рождественская, Е.И. Радина).

Ошибки данного типа встречаются у дошкольников младшего возраста в двух случаях:

1)     пропуски звуков, которые ребенок еще не умеет произносить, даже при имитации в изолированной форме;
2)     пропуск звука, который ребенок уже может артикулировать отраженно и в некоторых коротких словах, простых по слоговой структуре.

Звуки, еще не освоенные ребенком, пропускаются, или их место занимает гласноподобный звук.

Звуки частично усвоенные, т.е. те, у которых комплекс необходимых движений не автоматизирован, пропускаются не всегда. Вероятность пропуска звука в таких случаях зависит от его фонетического окружения и позиции в слове (А.Н. Гвоздев).

Следовательно, случаи, когда пропуск звуков имеет стойкий характер, не зависит от позиционных условий в слове и не соответствует возрастному этапу онтогенеза можно расценивать как патологию.

Искажение звуковых характеристик речи – произнесение речевых высказываний с привнесением ненормативных фонетических характеристик. Искажения могут быть избирательными в отношении определенной группы звуков (чаще согласных позднего онтогенеза) или тотальными, полиморфными. При избирательных искажениях затрагивается только один уровень подсистемы звуковой реализации высказывания – сегментарный. При тотальных, полиморфных искажениях страдают как сегментарный, так и супрасегментарный уровни (т.е. просодические характеристики).

Наиболее часто искажению подвергаются свистящие (22%), шипящие (24%), Р (26%), Л (10%) (О.В. Правдина).

Нельзя не принять во внимание и тот факт, что транзиторное искаженное произнесение согласных наблюдается у многих здоровых детей как переходный этап в процессе овладения нормативным звукопроизношением.

М.Е. Хватцев в своих исследованиях отмечает, что дети среднего дошкольного возраста перед окончательным усвоением артикуляционного уклада переднеязычных звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Д, Т, Н, Л) в ряде случаев произносят их межзубно. На это физиологическое явление ссылается в своих работах и А.Н. Гвоздев.

В норме под контролем слухового анализатора происходит самокоррекция этих расстройств, т.е. совершенствование артикуляции до полного совпадения звукового эффекта с эталонным. В патологии может произойти санкционирование приблизительного, искаженного варианта произнесения как окончательного.

Заменой звуков называют регулярно происходящую субституцию нормативного звука другим. Следует различать условно патологические и физиологические замены звуков. Патологическими следует считать замены, не свойственные данному этапу онтогенеза фонологической системы. Чаще всего этого субституция согласного на артикуляционно или фонетически близкий звук раннего онтогенеза. «Временные звуки-заместители» представляют собой возрастную норму только в том  случае, если являются составной частью идеолекта ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков).

В своих исследованиях М.Е. Хватцев указывает замены, характерные для детей младшего дошкольного возраста: шипящие заменяются на свистящие, реже на переднеязычные Т, Д, а Ц часто на С; изредка вместо шипящих и свистящих произносятся Ф, В; соноры Р и Л заменяются на Й, ЛЬ; Р на Л; Л на В или У; М на Н и наоборот; Й на ЛЬ; Х, К, Г на Т, Д; звонкие на глухие и наоборот; реже озвончение; отмечается смягченность речи.

В среднем дошкольном возрасте первыми исчезают замены М звуком Н, и наоборот, С, З звуками Ф, В; Й – ЛЬ, Л – Р; в значительной части сокращаются замены шипящих свистящими Л – ЛЬ, Р – Л, Й, а также недостатки звонкости. Медленнее сглаживаются недочеты звуков Л и С,З,Ц,замены К,Г звуками Т и Д.

Смешения, т.е. двусторонние замены звуков, артикуляционно освоенных ребенком, если и встречаются в онтогенезе здоровых детей, то очень кратковременно (не более двух недель) и только в период усвоения нового звука. Обычно вначале новый звук встречается не часто – в небольшой части слов с этим звуком, в остальных словах по-прежнему его замещает субститут. Сам субститут также пребывает в неустойчивой позиции и в ряде случаев заменяется усваиваемым звуком. Постепенно количество слов с новым звуком увеличивается, пока субститут не вытесняется вовсе; этим заканчивается усвоение звука (А.Н. Гвоздев). Такая неустойчивость произношения наиболее характерна в среднем дошкольном возрасте, когда дети переходят к правильному произношению звуков Ш, Ж и звука Р (М.Е. Хватцев).

Длительное существование смешений в речи ребенка правомерно рассматривать как патологию.

Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Такое явление  в норме встречается только у детей младшего дошкольного возраста (М.Е. Хватцев).

Уже сам характер отклонений при произношении и употреблении в речи звуков детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием указывает на недоразвитие у них слухового восприятия.

Несформированность фонематического восприятия при фонетико-фонематическом недоразвитии выражается в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи, неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза, затруднениях при анализе звукового состава речи.

Ошибки, относящиеся к уровню восприятия речи А.Н. Корнев разделяет на две категории:

1)    обусловленные нарушением способности к различению фонем, т.е.  к дифференциации их перцептивных признаков (неполноценностью фонематического восприятия);
2)    в основе которых лежит несформированность, нечеткость сенсорных эталонов звуков речи (т.е. фонематических представлений).

Нарушения фонематического восприятия по происхождению могут быть первичными и вторичными.

Первичные нарушения фонематического восприятия встречаются редко – только при тугоухости и сенсорной алалии, когда нарушена способность к распознаванию как отдельных звуков, так и фонетических слов (Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова).

Чаще наблюдаются вторичные парциальные нарушения, возникающие в раннем возрасте в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов фонем. Они проявляются преимущественно в смешении слов-квазиомонимов и касаются только парных согласных.

Недостаточная сформированность фонематических представлений в устной речи детей может проявляться в наличии замен и смешений звуков.

По данным Н.Х. Швачкина, ребенок овладевает способностью различать звуки русского языка в возрасте от 11 месяцев до 1 года 10 месяцев, т.е. к двум годам фонематический слух у ребенка  уже сформирован. Поэтому можно предположить, что все нарушения выявленные в ходе обследования состояния фонематического слуха после двух лет можно рассматривать как патологию.

Таким образом, сопоставление всех наблюдаемых симптомов фонетико-фонематического недоразвития речи с проявлениями физиологической незрелости показывает, что весьма мало тех симптомов, которые не имели бы аналога на том или ином возрастном этапе речевого онтогенеза. Поэтому точная квалификация фонетико-фонематических нарушений требует знания нормы языкового поведения на всех этапах речевого онтогенеза ребенка и умения определять его «фонологический возраст».

Комментариев нет:

Отправить комментарий