Лингвопатологические симптомы
фонетико-фонематического недоразвития речи
у дошкольников
(автор Стаценко Л.В.)
Психолингвистическое направление исследований состояния языковых
процессов и их формирования у детей с речевыми нарушениями весьма актуально для
понимания структуры речевого дефекта в целом.
Важным аспектом этих исследований является дифференциация нормальных
возрастных проявлений «речевой незрелости» и патологических симптомов,
свидетельствующих об аномальном развитии речи.
В структуре дефекта фонетико-фонематического недоразвития речи у
дошкольников Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Ю.А. Никашина, Г.В. Чиркина и Л.В.Лопатина
выделяют нарушения звуковой стороны речи и фонематического восприятия.
Характерные для фонематического недоразвития звукопроизносительные
расстройства входят в классификацию ошибок звукопроизношения А.Н.Корнева и
разделяются им на две категории: условно патологические (наиболее
многочисленные) и патологические.
Первые встречаются как в норме (на ранних этапах речевого онтогенеза),
так и при патологии. Вторые в любом возрасте являются признаком патологического
развития речи.
С точки зрения А.Н. Корнева, для более точной диагностики звуковых
нарушений необходимо сопоставлять дизонтогенез звуковой системы речи с ее
онтогенезом в едином пространстве признаков.
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Пропуск звуков в норме наблюдается в речевом онтогенезе детей младшего
дошкольного возраста. Чаще всего пропускаются звуки Х, К, Г, Й, Р
(В.И.Рождественская, Е.И. Радина).
Ошибки данного типа встречаются у дошкольников младшего возраста в двух
случаях:
1) пропуски
звуков, которые ребенок еще не умеет произносить, даже при имитации в
изолированной форме;
2) пропуск
звука, который ребенок уже может артикулировать отраженно и в некоторых
коротких словах, простых по слоговой структуре.
Звуки, еще не освоенные ребенком, пропускаются,
или их место занимает гласноподобный звук.
Звуки частично усвоенные, т.е. те, у
которых комплекс необходимых движений не автоматизирован, пропускаются не
всегда. Вероятность пропуска звука в таких случаях зависит от его фонетического
окружения и позиции в слове (А.Н. Гвоздев).
Следовательно, случаи, когда пропуск
звуков имеет стойкий характер, не зависит от позиционных условий в слове и не
соответствует возрастному этапу онтогенеза можно расценивать как патологию.
Искажение звуковых характеристик речи –
произнесение речевых высказываний с привнесением ненормативных фонетических
характеристик. Искажения могут быть избирательными в отношении определенной
группы звуков (чаще согласных позднего онтогенеза) или тотальными,
полиморфными. При избирательных искажениях затрагивается только один уровень
подсистемы звуковой реализации высказывания – сегментарный. При тотальных,
полиморфных искажениях страдают как сегментарный, так и супрасегментарный
уровни (т.е. просодические характеристики).
Наиболее часто искажению подвергаются
свистящие (22%), шипящие (24%), Р (26%), Л (10%) (О.В. Правдина).
Нельзя не принять во внимание и тот факт,
что транзиторное искаженное произнесение согласных наблюдается у многих
здоровых детей как переходный этап в процессе овладения нормативным
звукопроизношением.
М.Е. Хватцев в своих исследованиях
отмечает, что дети среднего дошкольного возраста перед окончательным усвоением
артикуляционного уклада переднеязычных звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Д, Т, Н, Л) в
ряде случаев произносят их межзубно. На это физиологическое явление ссылается в
своих работах и А.Н. Гвоздев.
В норме под контролем слухового
анализатора происходит самокоррекция этих расстройств, т.е. совершенствование
артикуляции до полного совпадения звукового эффекта с эталонным. В патологии
может произойти санкционирование приблизительного, искаженного варианта
произнесения как окончательного.
Заменой звуков называют регулярно
происходящую субституцию нормативного звука другим. Следует различать условно
патологические и физиологические замены звуков. Патологическими следует считать
замены, не свойственные данному этапу онтогенеза фонологической системы. Чаще
всего этого субституция согласного на артикуляционно или фонетически близкий
звук раннего онтогенеза. «Временные звуки-заместители» представляют собой
возрастную норму только в том случае,
если являются составной частью идеолекта ребенка раннего и младшего дошкольного
возраста (А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков).
В своих исследованиях М.Е. Хватцев
указывает замены, характерные для детей младшего дошкольного возраста: шипящие
заменяются на свистящие, реже на переднеязычные Т, Д, а Ц часто на С; изредка
вместо шипящих и свистящих произносятся Ф, В; соноры Р и Л заменяются на Й, ЛЬ;
Р на Л; Л на В или У; М на Н и наоборот; Й на ЛЬ; Х, К, Г на Т, Д; звонкие на
глухие и наоборот; реже озвончение; отмечается смягченность речи.
В среднем дошкольном возрасте первыми
исчезают замены М звуком Н, и наоборот, С, З звуками Ф, В; Й – ЛЬ, Л – Р; в
значительной части сокращаются замены шипящих свистящими Л – ЛЬ, Р – Л, Й, а
также недостатки звонкости. Медленнее сглаживаются недочеты звуков Л и
С,З,Ц,замены К,Г звуками Т и Д.
Смешения, т.е. двусторонние замены звуков,
артикуляционно освоенных ребенком, если и встречаются в онтогенезе здоровых
детей, то очень кратковременно (не более двух недель) и только в период
усвоения нового звука. Обычно вначале новый звук встречается не часто – в
небольшой части слов с этим звуком, в остальных словах по-прежнему его замещает
субститут. Сам субститут также пребывает в неустойчивой позиции и в ряде
случаев заменяется усваиваемым звуком. Постепенно количество слов с новым
звуком увеличивается, пока субститут не вытесняется вовсе; этим заканчивается
усвоение звука (А.Н. Гвоздев). Такая неустойчивость произношения наиболее
характерна в среднем дошкольном возрасте, когда дети переходят к правильному
произношению звуков Ш, Ж и звука Р (М.Е. Хватцев).
Длительное существование смешений в речи
ребенка правомерно рассматривать как патологию.
Недифференцированное произношение пар или
групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка
заменителем двух или даже трех других звуков. Такое явление в норме встречается только у детей младшего
дошкольного возраста (М.Е. Хватцев).
Уже сам характер отклонений при
произношении и употреблении в речи звуков детьми с фонетико-фонематическим
недоразвитием указывает на недоразвитие у них слухового восприятия.
Несформированность фонематического
восприятия при фонетико-фонематическом недоразвитии выражается в нечетком
различении на слух фонем в собственной и чужой речи, неподготовленности к
элементарным формам звукового анализа и синтеза, затруднениях при анализе
звукового состава речи.
Ошибки, относящиеся к уровню восприятия
речи А.Н. Корнев разделяет на две категории:
1)
обусловленные нарушением способности
к различению фонем, т.е. к
дифференциации их перцептивных признаков (неполноценностью фонематического
восприятия);
2)
в основе которых лежит
несформированность, нечеткость сенсорных эталонов звуков речи (т.е.
фонематических представлений).
Нарушения фонематического восприятия по
происхождению могут быть первичными и вторичными.
Первичные нарушения фонематического
восприятия встречаются редко – только при тугоухости и сенсорной алалии, когда
нарушена способность к распознаванию как отдельных звуков, так и фонетических
слов (Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова).
Чаще наблюдаются вторичные парциальные
нарушения, возникающие в раннем возрасте в результате отрицательного влияния
стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов фонем. Они
проявляются преимущественно в смешении слов-квазиомонимов и касаются только
парных согласных.
Недостаточная сформированность
фонематических представлений в устной речи детей может проявляться в наличии
замен и смешений звуков.
По данным Н.Х. Швачкина, ребенок
овладевает способностью различать звуки русского языка в возрасте от 11 месяцев
до 1 года 10 месяцев, т.е. к двум годам фонематический слух у ребенка уже сформирован. Поэтому можно предположить,
что все нарушения выявленные в ходе обследования состояния фонематического
слуха после двух лет можно рассматривать как патологию.
Таким образом, сопоставление всех
наблюдаемых симптомов фонетико-фонематического недоразвития речи с проявлениями
физиологической незрелости показывает, что весьма мало тех симптомов, которые
не имели бы аналога на том или ином возрастном этапе речевого онтогенеза.
Поэтому точная квалификация фонетико-фонематических нарушений требует знания
нормы языкового поведения на всех этапах речевого онтогенеза ребенка и умения
определять его «фонологический возраст».
Комментариев нет:
Отправить комментарий