ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медико-нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики и требующий комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической (с 5 до 10 лет).

Гиперактивность переходит в импульсивность и сохраняется во взрослой жизни. При гиперактивности работа структур мозга специфична, её не переделать, но можно приспособиться, зная признаки гиперактивности и работу с гиперактивными детьми. Для постановки диагноза необходимо наблюдать в течение 6 месяцев, но вы живете с детьми и можете отметить про себя, является ли ваш ребенок гиперактивным.

Диагностические критерии гиперактивности:
·        Двигает кистями, стопами, кружится, вертится, стучит.
·        Встает с места на занятии без спроса.
·        Бесцельная активность.
·        Не может спокойно, тихо играть.
·        Находится в постоянном движении.
·        Постоянно болтлив.
·        Импульсивен — отвечает на вопросы, не дослушав их.
·        С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
·        Часто мешает другим, пристает к окружающим, вмешивается в беседы или игры других ребят.

Практические советы для родителей с гиперактивными детьми:

1. Изменение поведения взрослого и его отношение к ребенку:
·        - проявлять твердость и последовательность воспитания;
·        - помнить, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
·        - контролировать поведение ребенка, не навязывая жестких правил;
·  - не давать ребенку реактивных указаний; избегать слов «нет», «нельзя» (например: «Прекрати, перестань!»);
·        - избегать, с одной стороны чрезмерной мягкости, с другой стороны завышенных требований к ребенку;
·        - реагировать на действия ребенка неожиданными способами
·  (например: пошутить, повторить действия ребенка, сфотографировать его, оставить  в комнате одного);
·        - повторите свою просьбу спокойно, одними и теми же словами, не меняя фразу много раз;
·   - не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно произнес извинения за поступок (можно произнести за него, например: «Ты хочешь извиниться?»);
·        -выслушайте до конца то, что хочет сказать ребенок.

2. Изменение психологического климата в семье:
·        - уделяйте ребенку достаточно времени;
·        - проводите досуг вместе с семьей;
·        - не допускайте ссор в присутствии детей.

3. Организация режима дня:
·        - установите твердый распорядок дня ребенка и членов семьи;
·    - оградите ребенка от длительных занятий на компьютере  (норма 10 -15 мин. в день);
·        - по возможности избегайте больших скоплений людей.

4. Специальная поведенческая программа:
·    - придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний за плохое (можно использовать знаковую систему, например — жетоны, фишки, медальки и т.д. — накопление определенного их количества и отражение их в какой-либо форме);

Методы и приёмы, повышающие самооценку.
1.     Дерево достижений.
2.     Копилка хороших дел.
3.     Я лучше всех.
4.     Мои рекорды.
·   - не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение (в углу, на стуле штрафников, в определенном ограниченном месте);
·        - чаще хвалите ребенка, т.к. дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям;
·        - воспитывайте у ребенка навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией  (предложите побить подушку, мягкую спортивную «грушу»);
·        - постепенно расширяйте кругозор обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
·        - не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
·        - не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
·  - не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
·        - не давайте ребенку одновременно несколько указаний или заданий.

Помните, что убедительные речи с гиперактивными детьми — это потерянное время. Наиболее действенное средство — это убеждение через «тело» (не смотреть телевизор, не играть в компьютер, лишить удовольствия, лакомства).

Советы:
ü - если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, не стоит бросаться к нему на помощь. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам;
ü - оценивайте отдельно поступок ребенка, а не его личность;
ü - дайте понять ребенку, что ответственность за поступок лежит на нем.

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
ü Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями или неудачами.
ü Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, позитивные мысли, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
ü Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для родителей.
ü У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от  тревожности и гиперактивности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий