Гиперактивность
—
это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медико-нейропсихологический
диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной
диагностики и требующий комплексной коррекции: психологической, медицинской и
педагогической (с 5 до 10 лет).
Гиперактивность переходит в импульсивность и сохраняется
во взрослой жизни. При гиперактивности работа структур мозга специфична, её не переделать, но можно
приспособиться, зная признаки гиперактивности и работу с гиперактивными детьми.
Для постановки диагноза необходимо наблюдать в течение 6 месяцев, но вы живете
с детьми и можете отметить про себя, является ли ваш ребенок гиперактивным.
Диагностические
критерии гиперактивности:
·
Двигает кистями, стопами, кружится,
вертится, стучит.
·
Встает с места на занятии без спроса.
·
Бесцельная активность.
·
Не может спокойно, тихо играть.
·
Находится в постоянном движении.
·
Постоянно болтлив.
·
Импульсивен — отвечает на вопросы, не
дослушав их.
·
С трудом дожидается своей очереди в
различных ситуациях.
·
Часто мешает другим, пристает к
окружающим, вмешивается в беседы или игры других ребят.
Практические советы для родителей с
гиперактивными детьми:
1.
Изменение поведения взрослого и его отношение к ребенку:
·
- проявлять твердость и
последовательность воспитания;
·
- помнить, что поступки ребенка не
всегда являются умышленными;
·
- контролировать поведение ребенка, не
навязывая жестких правил;
· - не давать ребенку реактивных указаний;
избегать слов «нет», «нельзя» (например: «Прекрати, перестань!»);
·
- избегать, с одной стороны чрезмерной
мягкости, с другой стороны завышенных требований к ребенку;
·
- реагировать на действия ребенка
неожиданными способами
· (например: пошутить, повторить действия
ребенка, сфотографировать его, оставить в комнате одного);
·
- повторите свою просьбу спокойно, одними
и теми же словами, не меняя фразу много раз;
· - не настаивайте на том, чтобы ребенок
обязательно произнес извинения за поступок (можно произнести за него, например:
«Ты хочешь извиниться?»);
·
-выслушайте до конца то, что хочет
сказать ребенок.
2.
Изменение психологического климата в семье:
·
- уделяйте ребенку достаточно времени;
·
- проводите досуг вместе с семьей;
·
- не допускайте ссор в присутствии
детей.
3.
Организация режима дня:
·
- установите твердый распорядок дня
ребенка и членов семьи;
· - оградите ребенка от длительных занятий
на компьютере (норма 10 -15 мин. в день);
·
- по возможности избегайте больших
скоплений людей.
4.
Специальная поведенческая программа:
·
- придумайте гибкую систему
вознаграждений за хорошее поведение и наказаний за плохое (можно использовать
знаковую систему, например — жетоны, фишки, медальки и т.д. — накопление
определенного их количества и отражение их в какой-либо форме);
Методы и приёмы, повышающие самооценку.
1.
Дерево достижений.
2.
Копилка хороших дел.
3.
Я лучше всех.
4.
Мои рекорды.
· - не прибегайте к физическому наказанию!
Целесообразно использовать спокойное сидение (в углу, на стуле штрафников, в
определенном ограниченном месте);
·
- чаще хвалите ребенка, т.к. дети очень
чувствительны к похвалам, поощрениям;
·
- воспитывайте у ребенка навыки
управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией (предложите побить подушку, мягкую спортивную
«грушу»);
·
- постепенно расширяйте кругозор
обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
·
- не разрешайте откладывать выполнение
задания на другое время;
·
- не старайтесь предотвратить
последствия забывчивости ребенка;
· - не давайте ребенку поручений, не
соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
·
- не давайте ребенку одновременно
несколько указаний или заданий.
Помните,
что убедительные речи с гиперактивными детьми — это потерянное время.
Наиболее действенное средство — это убеждение через «тело» (не смотреть
телевизор, не играть в компьютер, лишить удовольствия, лакомства).
Советы:
ü -
если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, не стоит бросаться к нему
на помощь. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим
вещам;
ü -
оценивайте отдельно поступок ребенка, а не его личность;
ü -
дайте понять ребенку, что ответственность за поступок лежит на нем.
Важно научить ребенка ставить перед
собой небольшие конкретные цели и достигать их.
ü Сравнивайте
результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями или неудачами.
ü Учите
ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, позитивные мысли,
счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
ü Помочь
ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев,
поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для
малыша, но и для родителей.
ü У
оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности и гиперактивности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий