Самооценка, то есть то, как мы оцениваем
свои возможности и своё место в обществе, начинает складываться ещё в раннем
детстве.
Формирование самооценки у детей
Только
в младшем школьном возрасте ребёнок начнёт самостоятельно сравнивать себя с
другими. В раннем же детстве, для развития самооценки значение будет иметь в
первую очередь отношение к малышу в семье. Именно то, в каких условиях малыш
вырос, что было заложено в период дошкольного возраста, будет влиять на будущую
самооценку человека, скорректировать которую в дальнейшем уже очень сложно.
Тест на самооценку у детей
Оценить
самооценку ребёнка можно при помощи несложного теста «лестница», который
подойдёт для детей от 3-х лет. Вырежьте из бумаги лестницу из 10-ти ступеней.
Объясните ребёнку, что на первой (нижней ступени) стоят дети невоспитанные,
грубые, плохие, капризные, неумехи, на второй – чуть лучше и так далее, а на
10-й - самые красивые, самые умные, самые лучшие. Попросите ребёнка показать,
на какой ступени стоит он. Если 1 - 3 ступень, то самооценка занижена, 4 – 7 –
адекватная, 8 - 10 – завышенная.
Не
обязательно проводить тест, для того, чтобы определить уровень самооценки
ребёнка. Достаточно внимательно проанализировать его поведение. Дети с
адекватной самооценкой активны, подвижны, участвуют в играх, легко идут на
контакт. Дети с заниженной самооценкой отказываются участвовать в играх из-за
боязни оказаться хуже других, часто обижаются и плачут, очень ранимы. Ребёнок с
завышенной самооценкой всегда и во всём хочет быть лучше других: сильнее,
умнее, быстрее, красивее. Часто открыто заявляет: «Я – самый лучший (красивый,
быстрый)». Если же появляется конкурент в лице сверстника, то он неминуемо вызывает
агрессию.
Что же делать, чтобы повлиять на развитие самооценки
детей?
Коррекция
самооценки детей вполне под силу родителям, многое зависит от их отношения к
ребёнку, участия в его жизни и собственного примера.
Ребёнок
должен иметь свои права и обязанности. Не давайте послаблений, но и не
перегружайте малыша. Задания должны быть регулярными, но выполнимыми (поливать
цветочек, приносить маме пустышку для младшего братика и пр.).
Поощряйте,
но не перехваливайте ребёнка. Не пропускайте достижений чада – хвалите за дело,
а за капризы и непослушание ругайте в меру - будьте справедливы. Ни в коем
случае не сравнивайте ребёнка со сверстниками – отмечайте его собственные
успехи и неудачи. Если ругаете – ругайте за дело, а не за характер. Не
говорите: «Ты бестолковый и неуклюжий! Руки дырявые!». Скажите: «Ты разбил
горшок от цветка, а я запретила тебе лазить на подоконник. Ты поступил плохо и
поэтому наказан!».
Не
ограничивайте хорошую инициативу ребёнка.
Каждый день, даже если очень заняты, уделяйте
время ребёнку, при этом не отвлекайтесь ни на что: не стирайте, не смотрите
телевизор, не вытирайте пыль и так далее. Уделите это время общению, игре,
помощи ребёнку.
Подсказывайте, что делать в определённых
ситуациях. Например, если Вы заметили, что самооценка ребёнка завышена или
занижена, наблюдайте за ним тщательно и больше разговаривайте. К примеру,
расспросите, чем он занимался в детском саду. Если ребёнок расскажет, что все
дети играли в интересную игру, а он наблюдал со стороны, поинтересуйтесь, почему
он не присоединился к ним и напрямую расскажите, как он мог подойти к детям,
что сказать и как вступить в игру.
Поведение родителей - пример. Проявляйте
адекватную реакцию на собственные неудачи и успехи.
Спрашивайте мнение
ребёнка, он должен знать, что его позиция учтена. Если она не принята,
объясняйте почему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий