Не стоит сразу делать
выводы, что ваш ребенок ленивый или вообще неспособный. Попытайтесь спокойно
разобраться, в чем же состоит проблема и принять действительно нужные меры.
В первую очередь,
внимательно проанализируйте, насколько загружен ваш ребенок. Примите во
внимание всё – школьные занятия, домашние задания, всевозможные кружки, чтение,
просмотр телевизионных программ (они тоже очень утомляют). А теперь подумайте,
сколько времени ребенок отдыхает, бывает на свежем воздухе, как он питается,
есть ли у него строгий распорядок дня, высыпается ли он.
Наши дети устают точно так
же, как и взрослые. И усталость имеет способность накапливаться, а отсутствие
правильного питания, здорового образа жизни, режима труда и отдыха плюс
чрезмерная нагрузка, не дают возможности ребенку восстанавливаться за время ночного
сна. Как результат – рассеянность, неумение сконцентрировать внимание,
трудности в школе, раздражительность, капризы и прочее.
Решение этой проблемы
лежит на поверхности – приведите в норму распорядок дня вашего ребенка,
контролируйте его, и в скором времени вы увидите заметные изменения. А в
трудных случаях обязательно обратитесь к врачу, чтобы не углублять стрессовую
ситуацию.
Но случается, что проблемы
школьной неуспеваемости в другом – в нетренированной памяти. И это решаемо,
если родители серьезно займутся развитием памяти своего ребенка, причем, не
упрекая и заставляя его, а помогая и развивая.
Вы заметили, что ваш
ребенок с трудом выражает свои мысли, когда пытается вам что-то рассказать – у
него не хватает слов, он перескакивает с события на событие и не доводит мысль
до конца? Если у ребенка плохо развита речь, то он неизбежно будет и плохо
запоминать.
Чтобы развить речь у
детей, с ними нужно разговаривать и делать это, как можно чаще. Расспрашивайте
своего ребенка о школьных делах, задавайте уточняющие вопросы, не обрывайте его
попытки вам что-то объяснить – дослушивайте до конца. Ответы на ваши вопросы о
деталях происшедшего заставляют активизироваться участки мозга, отвечающие за
память, заставляют их работать. Чем больше подробностей вы спрашиваете, тем
сильнее ребенок напрягает и, тем самым, тренирует свою память.
Старайтесь заучивать стихи
и делайте это вместе с ребенком каждый день. Начните с простых четверостиший и
постепенно увеличивайте размер выученных стихов. Очень полезно учить иностранные
слова и фразы. Ежедневно ребенок должен выучить 2-3 новые фразы или несколько
новых слов. Но при этом не забывайте то, что вы уже выучили - повторяйте и его
тоже, так как это очень важно.
Развивайте у ребенка
ассоциативную память. Для этого, в разговорах с ним обращайте его внимание на
частности: цвет, запах, отдельные предметы, их описание, размеры. Так вы
развиваете образы, а они запоминаются легче. Тут все может идти в ход – большая
снежная баба во дворе, запах свежего хлеба из булочной, начало снегопада и пр.
Сопоставляя разные события, особенности предметов, запахи, ребенок тоже
тренирует память и учится связывать различные факты в единое целое. (Например,
снегопад начался, когда вы шли мимо булочной, где пахло вкусным свежим хлебом,
а рядом дети слепили большую снежную бабу с морковкой вместо носа.)
Образное мышление тоже
поможет ребенку лучше запоминать стихи. Гораздо быстрее строчки уложатся в
памяти, если ребенок понимает и представляет, о чем идет речь. И вы должны
объяснить ему, что значит то или иное слово или действие, о чем именно
рассказывает стихотворение. Представляя еле-еле бредущую по свежевыпавшему
снегу лошадку, строчки «… Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…»
у ребенка отпечатаются в памяти гораздо быстрее, чем при бездумном тупом
повторении.
Важно не забывать и о
зрительной памяти. Ее развитию могут помочь мысленно нарисованные картинки,
которые ребенок представляет при заучивании текстов. Кроме того, важно научить
малыша обращать внимание на сам вид текста – как и где на странице расположено стихотворение
в учебнике, какие картинки находятся рядом, какого цвета буквы и пр. Вспомнив
расположение правила в учебник, ребенок автоматически будет вспоминать и текст.
Безусловно, тренировки
памяти у детей – процесс длительный и трудоемкий, требующий и времени, и
усилий, и, самое главное – систематичности. Но не пускайте все на самотек, если
вы не займетесь вашим ребенком сейчас, когда школьные занятия еще несложные и
небольшие по объему. Иначе дальше вы столкнетесь с гораздо большими проблемами,
в которых вина собственно ребенка будет невелика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий