ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ
на почве нарушения фонемного распознавания и артикуляторно-акустической дисграфии
Данные виды дисграфии на письме проявляются в заменах букв, соответствующих артикуляторно-акустически близким звукам, в неправильном обозначении мягкости на письме, в заменах гласных букв.
Поскольку ребенок не различает звуки на слух, на первых порах лучше опереться на какие-то более сохранные у него функции, в частности, на зрение.
Любая пара звуков различается не только по звучанию, но и по артикуляции, то есть по положению артикуляторных органов при их произнесении. Поэтому нужно сначала привлечь внимание ребенка к различию в положении органов артикуляции. Например, хорошо видимой частью артикуляции звуков С и Ш (З и Ж) является положение губ. При С и З они растянуты в улыбку, а при Ш и Ж округлены и выпячены вперед в форме”рупора”.
Дальнейшая задача-как можно ярче подчеркнуть разницу в звучании звуков. Для этого лучше всего сначала отождествить похожие для ребенка звуки с теми звуками, которые часто приходиться слышать в природе. Произносить эти “природные” звуки нужно утрированно, подчеркнуто и достаточно длительно.
Cначала имитируем жужжание жука (ж-ж-ж-ж…), поясняя, что это низкий, чуть приглушенный звук, поскольку жук большой по сравнению с комаром. Затем точно так же имитируем, как “звенит” комар (з-з-з-з…), поясняя, что это уже более высокий и “тонкий” звук, потому что комарик маленький. Некоторую помощь может оказать запоминание ребенком фразы, как бы подводящей итог всему сказанному: ж-ж-жук ж-ж-жуж-ж-жит со звуком ж-ж-ж, комар з-з-звенит со з-з-звуком з-з-з. Далее играем с ребенком в” комара и жука”. Закрыв рот экраном для исключения зрительного восприятия положения губ, взрослый имитирует то жужжание жука, то писк комара. Ребенок каждый раз определяет, кто издавал звук-жук или комар.
Затем можно переходить к дифференциации речевых звуков. Звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии. Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.
Упражнение 1.
Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен поднять “фонарик” (синий для согласного звука, красный для гласного) только в том случае, если в каком-либо из этих слов он услышит заданный звук. При этом слова должны быть подобраны так, чтобы смешиваемые с данным звуком звуки вообще не встречались. Отсутствие акустически близких звуков значительно облегчает выполнение задания. Звук на первых порах можно произносить несколько более длительно, утрированно.
Упражнение 2.
Показать букву С или Ш, когда в слове будет слышен соответствующий звук. Это задание значительно сложнее, поскольку здесь одновременно представлены оба “трудных” звука.
Упражнение 3.
Показать букву С или Ш, когда в слове будет слышен соответствующий звук. Это задание максимально к реальным условиям устной и письменной речи, поскольку в нем содержатся не только смешиваемые ребенком звуки, но и все другие свистящие и шипящие звуки (З,Ц,Ж,Ч,Щ).
Упражнение 4.
Правильно показать называемые логопедом картинки, в названиях которых содержатся акустически-артикуляторно близкие звуки.
Упражнение 5.
Объяснить значение каждой пары слов, различающихся одним звуком или придумать предложения с этими словами. Например: “Мелом пишут на классной доске, а мель - это мелкое место на реке.” Ребенок сможет правильно выполнить это задание лишь при условии различения им соответствующей пары звуков, в данном случае - звуков Л и Ль.
Детям необходимо также постоянно сохранять в памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть, не слыша звука, мысленно представлять себе его звучания. Только при таком условии ребенок сможет соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой во время самостоятельного чтения и письма. Для развития фонематических представлений можно использовать следующие задания:
Упражнение 1.
Ребенку предлагается молча показать или бумажным квадратиком лишь те картинки, в названиях которых имеется звук Р. Взрослый также не называет этих картинок. При выполнении упражнения ребенок может опереться только на сохранившийся у него в памяти слуховой образ звука.
Упражнение 2.
Ребенку также предлагается показать картинки, в названиях которых имеется звук Р. Взрослый также не называет этих картинок. При выполнении упражнения ребенок может опереться только на сохранившийся у него в памяти слуховой образ звука.
Упражнение 3.
Ребенку предлагается придумать 5-6 слов с заданным звуком.
Упражнение 4.
Из имеющихся в группе (комнате) предметов ребенок должен сначала назвать те, в названиях которых есть звук Р, а затем те, где имеется звук Л.
Комментариев нет:
Отправить комментарий