Дошкольный
возраст 5 - 6 лет.
1. Ведущая потребность в этом
возрасте - потребность общении; творческая активность.
2. Ведущая деятельность -
сюжетно-ролевая игра.
3. Ведущая функция - воображение.
Особенности
возраста:
•
общение со взрослым ситуативно-личностное;
•
проявление произвольности всех психических процессов;
•
в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой
формы к внеситуативно-деловой;
•
проявление творческой активности во всех видах деятельности;
•
развитие фантазии;
•
половая идентификация.
Ребенок
становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со
взрослыми расширяются.
Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены
на взрослом мире и для дошкольника важно знать - «как нужно», он стремится к
взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря
взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои
поступки и поступки окружающих его людей.
Родители выступают для
ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и
указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания,
обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере
усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми
пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому
ребенку очень трудно.
Переживания,
захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от
него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок
овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной
самооценки. У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в
самооценке и осмыслении своих переживаний.
Самооценка формируется к
концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические
действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или
неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок может
правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и
критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога. Дети, имеющие высокую самооценку
чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют
свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке
происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая
может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.
В старшем дошкольном
возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и
очень любят сочинять сами. В рисунках появляются попытки изобразить смешные
движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации.
Уделяйте достаточно времени
познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную,
но и познавательную литературу. Не спешите показывать иллюстрации (особенно
низкого художественного качества). Благодаря вашим рассказам, просмотру
познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира "здесь
и сейчас". Пятилетний ребенок часто
задает вопрос: "Почему?".
Проявляйте уважение к его
интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей
ребенка недопустимы.
Сверстник
становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не
хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом
определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели.
Негативные оценки можно
давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и только "с глазу на
глаз”, а не при всех. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда
эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые
друзья - те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.
После четырех
с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам.
Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить
задачу как можно скорее научить его читать.
Недостатки воспитания к этому возрасту
оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно
корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его
личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом,
"пожадничал", он должен сам понять это, но ни в коем случае не
обобщайте, не называйте его жадным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий